Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: личностные особенности дошкольников.
Предмет исследования: личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать состояние по проблеме личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
подобрать диагностические методики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…….3
Глава I. Состояние проблемы личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….5
Личностные особенности дошкольников с нормальным развитием речи……………………………………………………………………………5
Личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………........8
Выводы…………………………………………………………………….11
Глава II. Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………..14
2.1 Диагностические методики и организация эксперимента……………...14
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………16
Выводы……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………….……..23

Файлы: 1 файл

lichnostnye_osobennosti_doshk-v_s_onr_1_2.docx

— 57.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3

Глава I. Состояние проблемы личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….5

    1. Личностные особенности дошкольников с нормальным развитием речи……………………………………………………………………………5
    2. Личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………........8

Выводы…………………………………………………………………….11

Глава II. Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………..14

2.1 Диагностические методики и организация  эксперимента……………...14

2.2 Анализ  результатов исследования………………………………………16

Выводы……………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………….22

Список  литературы……………………………………………….……..23

Приложение……………………………………………………………….25

 
  
 

 

 

                                                 Введение

В данной работе нами была сделана  попытка обобщить и свести в единую систему разнообразные факты  и частные закономерности, полученные в исследованиях по проблемам  формирования личности ребенка. Пытаясь  построить некоторую общую психологическую  концепцию личности и понять законы формирования личности в детском  возрасте, а также выявить особенности личности ребенка с общим недоразвитием речи, привлекались работы известных психологов и материалы исследований современных психологов-практиков.

Объективно  считается, что личностью следует  называть человека, достигшего определенного  уровня психического развития. Этот уровень  характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и  выражающего в понятии «Я». Такой  уровень психического развития характеризуется  также наличием у человека собственных  взглядов и отношений, собственных  моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым  от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимой  характеристикой личности воздействия  среды. Необходимой характеристикой  личности является ее активность. Человек  на этом уровне своего развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменят ее в своих  целях, а также изменять в своих  целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным  управлять своим поведением и  деятельностью, а в известной  мере и своим психическим развитием. Мы считали также, что у человека, достигшего того уровня развития, когда  его можно назвать личностью, все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают  определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная  сфера, в которой имеются устойчиво  доминирующие мотивы, определяющие иерархическое положение этой сферы.

Такого  развития личность достигает лишь у  взрослого человека. Однако указанные  стороны личности начинают формироваться  очень рано, представляя собой  на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Жизненная  и педагогическая практика выступает  здесь как та действительность, которая  вносит необходимые коррективы в  постановку психологических проблем  и в само исследование и его  выводы.

В настоящее  время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую  многочисленную группу детей с нарушениями  развития. Всесторонний анализ речевых  нарушений  и особенностей личности у этих детей представлен в трудах Л.С. Волковой, Т.В.Волосовец,  Р. Е. Левиной, Е.М.Мастюковой,  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Цель исследования: изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: личностные особенности дошкольников.

Предмет исследования: личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.  

Задачи  исследования: 

      1. Теоретически обосновать состояние по проблеме личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
      2. подобрать диагностические методики;
      3. осуществить экспериментальное  исследование личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
      4. проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи имеются личностные особенности, которые выражаются в заниженной самооценке,  проявлениях тревожности, агрессивности разной степени выраженности. 
 

Методы  исследования: анализ литературных источников, эксперимент, статистическая обработка данных. 
  Структура работы: курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

       База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ комбинированного вида №78 г. Череповца.

 

 

Глава I. Состояние проблемы личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи

      1. Личностные особенности дошкольников с нормативным развитием речи

«Дошкольный возраст, – как отмечал  А. Н. Леонтьев (1983), – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [7].

В качестве центральных новообразований  дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:

•   позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);

•   позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю.Н. Карандашева). [4].

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

Внутренняя позиция ребенка  проявляется через:

•   эмоционально окрашенные образы;

•   ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;

•   волю, выражаемую в упорстве;

•   другие частные психические достижения.

Д. Б. Эльконин в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал [22]. :

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже [15] показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Исследования Л. Ф. Обуховой [13] показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин [22] замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям [4].

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками [22].

5.   Возникновение личного сознания. Д. Б. Эльконин [21] в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л. В. Финькевич). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

Л.В.Финькевич утверждал, что осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее [18].

Таким образом, личностные особенности - внутренние и глубинные особенности  людей. К личностным особенностям относят  те внутренние особенности, которые  кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. В дошкольный период происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание

      1. Личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

Р.Е.Левина пишет, что общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [6].

Несмотря на различную природу  дефектов, у детей с ОНР имеются  типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой  деятельности, Одним из ведущих признаков  является более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительном благополучии, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

По словам Т.В.Волосовец, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [2].

Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели [9].

Таким образом, спонтанное речевое  развитие ребенка с общим недоразвитием  речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой  системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении  словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями  восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослым и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности ребенка.

Е.М.Мастюкова и др. исследователи выдвигают мнение о сохранности интеллекта или его вторичном недоразвитии у детей с речевыми расстройствами долгое время мешало исследованиям. Педагоги на первое вместо выдвигали речевой дефект, не учитывая психическое развитие ребенка. Родители, обращаясь за помощью, указывали главным образом на отставание в речевом развитии, считая, что во всех других отношениях ребенок ни чем не отличается от сверстников. Простейшие навыки самообслуживания и примитивные игры у многих детей были сформированы, их недостаточность объяснялась изолированностью ребенка от детского коллектива, отсутствием речевого контакта с окружающими и т.д. [8].

Медленные темпы продвижения детей  на логопедических занятиях, плохое усвоение речевого материала, быструю потерю отработанного еще можно было объяснить глубиной и тяжестью речевого дефекта. Однако неправильным будет  относить за счет речевой патологии  крайнюю примитивность детских  игр, их однообразие, подражательность , отсутствие сюжета, медленное соотнесение по признаку цвета, формы, величины, количества), слабые навыки лепки, рисования, конструирования, отвлекаемость, вялость, отсутствие заинтересованности во время педагогических занятий. Недостаточная продуктивность в силу отсутствия целенаправленности, снижения памяти, неустойчивости и узости внимания характеризует все виды психической деятельности этих детей.

Информация о работе Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи