Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Содержание работы

Введение
Глава I.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2.Проблемы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
1.3.Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной
школе.
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира.

2.1.Входящая диагностика уровня развития патриотических чувств младших школьников
2.2. Организация процесса обучения младших школьников по формированию патриотизма у младших школьников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 530.34 Кб (Скачать файл)

Понимание патриотизма имеет  глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как  основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже  отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и  становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим  направлением в деятельности государственных и общественных институтов [Вырщиков,10:2005].

Многие мыслители и  педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного  становления человека, указывали  на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что  патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим  педагогическим средством: «Как нет  человека без самолюбия, так нет  человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными  природными, личными, семейными и  родовыми наклонностями» [Ушинский1974:160].

И.А. Ильин писал: «Люди  инстинктивно, естественно и незаметно  привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [Ильин 2007:218].

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель  отечества, ревнитель о благе  его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [Даль 1955;24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [Бим-Бад 2003: 185].

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую  устойчивость, долго сохраняется  в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное  служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое  и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость  родины.

Патриотизм является элементом  как общественного, так и индивидуального  сознания. На уровне общественного  сознания под патриотизмом подразумевается  национальная и государственная  идея единства и неповторимости данного  народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории  и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким  образом, патриотизм представляет собой  одну из составных элементов структуры  общественного сознания, в которой  отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [Вырщиков 2006: 48-49]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [Вырщиков 2006: 10].

Истинный патриотизм по своей  сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [Харламов 1974: 512].

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности  к тем местам, где человек родился  и вырос; уважительное отношение  к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой  Родины; осознание долга перед  Родиной, отстаивание ее чести и  достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских  чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [Вырщиков 2006: 46-47].

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего  в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов  человека, коллектива, характера взаимоотношений  между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении  они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма  имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в  длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические [Вырщиков 2006: 49-51].

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [Вырщиков 2005: 119:].

Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих  качеств личности, которые проявляются  в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и  приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [Тютькова 2000: 24-25]. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко, – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества [Селевко 2006: 542].

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения  учащихся в активный созидательный  труд на благо Родины, привития бережного  отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к  обычаям и традициям народа –  любви к малой Родине, к своим  родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев  и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач  современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического  воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать  свои усилия на формировании у них  ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [Селевко 2006:542-543].

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение  к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного  края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю  необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом  своей страны, любить и уважать  свой родной край.

Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой Отечественной  войне мы провели анкетирование  среди бывших школьников – студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не у  всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями  прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине  Победы в Великой Отечественной  войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма  средствами различных предметов.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется  под влиянием многих факторов: в  процессе обучения и социализации подрастающего  поколения, однако главную роль при  этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.

Условия наличия патриотизма  – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие  перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический  баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [Вырщиков 2006: 51].

Информация о работе Экспериментальная работа по определению уровня развития патриотических чувств в процессе изучения окружающего мира