Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
Задачи
1. Изучить литературу по проблеме экологическое воспитание школьников
2. Исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
3. Разработать систему деятельности, направленную на повышение уровня экологического воспитания
Объект - Экологическое воспитание
Предмет - Экологическое воспитание средних подростков

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-5
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1.Сущность понятия экологическое воспитание.….……………………...7-8
1.2.Возрастные особенности школьников 12-13 лет............................. .…...9-11
1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию………………..……….11-14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Структура проведения педагогического эксперимента………………...16-19
2.2.Исследование применения элемента системы деятельности по экологическому воспитанию……………………………….............................19-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

конечный вариант для печати.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра экономической и  социальной географии

 

 

 

ЕРШОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Работа завершена                                                                        

«___»    _________ 2013 г.                                                                                Ершова Д.А.

 

Рекомендуется к защите

научный руководитель,

к.п.н., доцент   

«___»    _________ 2013 г.                                                                              Шикалова Т.Н.                                                                                                                                               

 

Допущен к защите

зав. кафедрой

к.г.н., доцент

«___»   _________ 2013 г.                                                                                Сидоров В.П.

 

 

 

 

Ижевск 2013

 

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-5

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.1.Сущность понятия экологическое воспитание.….……………………...7-8

1.2.Возрастные особенности школьников 12-13 лет............................. .…...9-11

1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию………………..……….11-14

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Структура проведения педагогического эксперимента………………...16-19

2.2.Исследование применения  элемента системы деятельности  по экологическому воспитанию……………………………….............................19-23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..................................25-28

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................29-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня как никогда перед  человечеством стоит вопрос о  необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения  соответствующего воспитания и образования  нового поколения.

В современном динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели  глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество  человека и природы.

Человеку необходимы новые  знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать  и воспитывать с детства.

Экологическое воспитание в  современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать  приоритетным.

Задача школы состоит  не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков  научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и  природы, осознанию значимости своей  практической помощи природе. Важнейшее  значение имеет формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к  личному участию в решении  экологических проблем с целью  улучшения качества окружающей среды. Основное отличие экологического учебно-воспитательного  процесса - формирование системного и  критического мышления через реализацию деятельностного подхода, который включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. Дополнительное образование, внеклассная и внеурочная работа являются наиболее подвижной формой экологического образования и воспитания.

В нашей стране педагогической наукой в последние годы уделяется  значительное место разработке системы непрерывного экологического образования. Издано большое количество книг, посвященных экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, и практически отсутствуют наработки в этой области в подростковый период. Хотя, мы считаем, что необходимо уделить особое внимание этому вопросу в период становления личности-в переходный возраст. Наиболее продуктивна будет деятельность по экологическому воспитанию в период 12-13 лет (средние подростки), с целью корректировки поведения старших подростков, профилактики их поведения в старшем возрасте.

Цель исследования - исследовать особенности экологического воспитания средних подростков

Задачи

1. Изучить литературу  по проблеме экологическое воспитание  школьников

2. Исследовать особенности  экологического воспитания средних  подростков

3. Разработать  систему деятельности, направленную на повышение уровня экологического воспитания

 Объект - Экологическое воспитание

Предмет - Экологическое воспитание средних подростков

Методологические  основы

В качестве методологических ориентиров исследования использованы: философские положения о взаимодействии человека с природой, основанные на идеях и принципах «русского  космизма», философии всеединства, (H.A. Бердяев, Л.H. Гумилев, В.О. Ключевский), учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского, современные философско-экологические исследования в контексте концепции «Устойчивого развития» (Н.М. Мамедов)[16].

Использовался следующий  комплекс методов исследования:

Теоретически - аналитический, сопоставительный и исторический анализ научной литературы, моделирование  процесса воспитания.

Эмпирические — наблюдение (прямое и косвенное),  опросно- диагностические методы, включающие анкетирование, тестирование, беседу, дискуссии.

Статистические - количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое отображение результатов.

Практическая значимость исследования - Разработана  система  деятельности по экологическому воспитанию школьников среднего подросткового возраста в системе внеурочного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: Экологическое  воспитание

         Рассматривая экологические проблемы  нельзя не обратиться к глобальным  проблемам современности. Сегодня  большинство людей получают большой  поток информации о глобальных  экологических проблемах. И эта  информация, в зависимости от  своего содержания может вызвать  у людей как иллюзию легкости  преодоления глобальных проблем,  так и пессимизм в отношении  будущего развития человечества.

         Первые научные статьи, посвященные  проблемам, как современно новому  явлению, стали периодически появляться  у нас в различных журналах  с начала 70-х годов.

 На сегодняшний день  мы имеем следующую ситуацию.

         Во-первых, интерес к глобальным  проблемам как к чему-то современно  новому, необычному, таящему серьезную  угрозу всему живому на Земле,  постепенно утратил первоначальную  остроту.  На это повлияла информация  о надвигающихся опасностях. Она  неизменно повторялась на протяжении  многих лет и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.

         Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих  скорое наступление кризисов  и катаклизмов, не оправдался.

         В-третьих, основные формы и  методы исследований в принципиальном  плане были разработаны к середине 70-х годов. Данные формы и  методы совершенствовались, обеспечивали  получение новых результатов,  но эти результаты были лишены  сенсационности.

         Отсюда можно сделать вывод,  что  первостепенность значения  глобальных проблем все больше  вызывает сомнения у людей  .

                1.1 Сущность понятия экологическое воспитание

       Термин  «Экологическое воспитание» появился  в педагогической науке сравнительно  недавно, но проблема взаимодействия  человека и окружающей среды,  природы с различных точек  зрения рассматривалась на протяжении  всей истории педагогической  мысли. В связи с актуализацией   идей экологического воспитания  особое значение приобретают  сегодня  прошедшие красной  нитью через педагогические учения  нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо и другие)[15,20].

         Экологическое воспитание представляет  собой целенаправленное воздействие  на духовное развитие детей  и подростков, на формирование  у них ценностных установок,  особой морали взаимоотношений  с окружающей средой, тем самым  оно делает акцент на  эмоциональной,  а не на рациональной стороне  взаимоотношений[6]. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе [8].

              Цель экологического воспитания  достигается по мере решения  в единстве следующих задач:

-          образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-          воспитательных - формирование мотивов,  потребностей и привычек экологически  целесообразного поведения и  деятельности, здорового образа  жизни;

-  развивающих - развитие  системы интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке состояния  и улучшению окружающей среды  своей местности; развитие  стремления  к активной деятельности по  охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости)[13].

 Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [24].

Термин экологическое  воспитание тесно связан с понятием экологическое образование – процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Основные  принципы экологического воспитания и  образования:

  • всеобщность и непрерывность;
  • интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;
  • гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры [8].

 

 

1.2.Возрастные  особенности

В подростковом возрасте отчетливо  прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. "Подростковый возраст  – период, когда потребность в  общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность  приобретает новое качество –  и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка  – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается  стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13 – 14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников[2].

Существенные изменения  происходят и в эмоциональной  сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в  их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно  бурное проявление своих чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств [23].

Информация о работе Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста