Эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
Проанализировать и доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические подходы по проблеме развития коммуникативных умений у младших дошкольников.
Дать характеристику развивающих игр.
Практическим путем доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 82.77 Кб (Скачать файл)

Введение

    В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Только через умение общаться ребенок входит в мир окружающих его людей, взаимодействует с окружающими, имеет активную социальную позицию, находит общий язык с людьми, заводит друзей. Согласно взглядам отечественных психологов общение - 

условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является важнейшим фактором его психического развития.

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные  способности – это умения и  навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря «Педагогическое  речеведение» А.А. Князьков ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. По его мнению, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении проходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Л.С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений 

 

становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

       Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где характер отношений между детьми, психологический микроклимат группы определяют стиль общения дошкольников. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных  умений дошкольников остается актуальной. Нередко нам приходится наблюдать сложные отношения ребенка со сверстниками, что выражается  в повышенной конфликтности, неумении договориться о совместном деле, игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения, ссорятся, для них характерна сосредоточенность на собственном «Я», неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы). И причина чаще всего не в особенностях характера ребенка, а в несформированности его коммуникативных умений, которые включают в себя не только формирование культуры речевого общения, но и коммуникативного поведения. Но для этого необходима соответствующая воспитанность эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими, добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других. Иначе говоря, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать, т.е. нужно учить детей умению общаться.

В этом плане  трудно переоценить  роль взрослого, но нельзя обучить детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не

 

обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной), не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у  каждого ребенка вступить в него.

Среди различных форм взаимодействия с детьми можно выделить развивающие  игры.

          Игра – наиболее близкий ребенку вид деятельности. В процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Именно в игре раскрывается личность ребенка. Ведь играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает различные способности, подчас не догадываясь об этом. Так почему бы не использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры развивать у детей коммуникативные навыки.

Цель данной работы:

Проанализировать и доказать эффективность развивающих игр  в формировании коммуникативных  умений у младших дошкольников.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические подходы по проблеме развития коммуникативных умений у младших дошкольников.
  2. Дать характеристику развивающих игр.
  3. Практическим путем доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений.

В соответствии с целью  и задачами данной работы можно обозначить предмет и объект исследования.

Объект исследования.

Процесс формирования коммуникативных  умений через развивающие игры.

 

Предмет исследования.

 Развивающая игра -  средство развития коммуникативных  умений младших дошкольников.

Методы научного исследования:

 -обзорно-аналитический метод;

- математические методы  обработки данных и результатов;

- наблюдение;

-метод анализа продуктов  деятельности;

-беседа.

В качестве  основных  методик  были  использованы: Учебно-методическое пособие. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе образовательная область «Коммуникация», «Социализация».  (О. Н. Сомкова, О.В. Акулова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Глава I

Современные исследования показывают, что целенаправленное социальное поведение  возникает в три – четыре года. То есть можно говорить о том, что работу по обучению навыкам общения со взрослыми и сверстниками по формированию межличностных отношений, целесообразно начинать с трех лет. Очевидно, что содержание работы по формированию коммуникативных умений должно соответствовать особенностям психического развития детей на этом возрастном этапе.

В младшем дошкольном возрасте, когда в психике ребенка происходят изменения, получившие название «кризиса трех лет», коренным образом меняется вся система его отношений к окружающему миру и, прежде всего, к людям. Если в раннем детстве ребенок с наибольшим интересом наблюдал, исследовал окружающие его предметы, познавал их функциональные свойства, то в посткризисный период приоритеты в структуре восприятия мира становятся иными, ребенок как бы переходит в «другое измерение». На первый план выдвигается интерес к жизни окружающих его людей, их занятиям. Иначе говоря, предметный план уступает место социальному.

Помимо мира взрослых, ребенок открывает для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети такие же, как он. Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит идентификация себя со сверстниками, что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал рядом, параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, еще более желательно.

Но в этот период ребенок  своенравен, непослушен, требователен. Он стремится к лидерству в  общении,  начинает конфликтовать  со сверстниками, не понимая, что и  у других есть свои желания, интересы,

возможности. Для большинства малышей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно,  доброжелательно и вместе добиваться каких-либо результатов.

       Общение  со сверстниками усложняется  еще и тем, что младший дошкольник  в своих поступках руководствуется,  в первую очередь, не сознанием  того, что можно, нужно хорошо  сделать, а стремлением действовать, как ему интересно, приятно, хочется.

        Трудности в общении со взрослыми и со  сверстниками  большинство детей трех лет испытывают также по причине низкого уровня развития речи.

        Ориентируясь  на программные требования и  психологические особенности детей  3-4 лет,  я определила  следующие задачи по развитию коммуникативных умений:

- стимулировать эмоциональное   содержательное общение ребенка  со взрослым; пробуждать эмоциональную  отзывчивость детей на состояние  близких людей, сверстников, а  также героев сказок, животных; развивать умение передавать эмоциональные состояния сверстников;

- развивать интерес к  сверстнику, желание взаимодействовать  с ним;

- способствовать установлению  добрых отношений между детьми, помогать малышам лучше узнать  друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах;

- развивать доброжелательное  отношение к близким людям,  сверстникам, привязанность и  доверие к воспитателю;

- учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

          Одной из форм обучения дошкольников коммуникативным умениям являются развивающие игры (дидактические, игры с правилами, игры-драматизации, игровые упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, импровизации и др.).

       Развивающие игры чаще всего сопровождаются эмоционально-положительным состоянием детей, радуют их и в то же время создают возможность для развития психических процессов и личности ребенка. В играх дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, определенных умений, учатся добиваться поставленной цели, помогать друг другу.

         Развивающие игры вырабатывают у дошкольников понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игровой деятельности помогает овладеть навыками социального общения, усвоить нормы поведения.

         Отсутствие соревновательного начала в  этих играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения, стимулирует эмоциональное развитие детей. Также они являются одной из форм субъектного взаимодействия.

Содержание  игр предусматривает обогащение детей социальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, помогает преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них положительные качества.

        Создание игровых ситуаций стимулирует активность дошкольников, побуждает их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми, формирует социальные контакты и развивает способности к совместным действиям.

       

 

         В игре могут создаваться такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе, но дают возможность ребенку развиваться, взаимодействовать одновременно со сверстниками и взрослыми (педагогом).

         Особенно важно использовать развивающие игры в работе с детьми 3-4 лет.  «Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.

        Воспитатель привлекает детей не только к играм в маленьких подгруппах, но и к общим хороводным и образно -  имитационным играм

(Программа «Детство»).

  Основные принципы развивающих игр:

- совмещение элементов  игры и учения;

- постепенное усложнение  обучающих задач и условий  игры;

- единство обучающих и  воспитательных воздействий.

Психологическое воздействие игры:

- развитие основных психических  процессов; способностей ребенка,  волевых и нравственных качеств  личности;

- формирование в игре  начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений  среди сверстников.

Цель игры, два  аспекта цели:

- познавательный (обучение  способам действия, в том числе, с предметами);

- воспитательный (обучение  способам сотрудничества, формам  общения и отношениям с другими  людьми);

        В каждой игре должны быть: игровой замысел, игровые действия, обучающая задача, при необходимости – игровой материал, игрушки, пособия, а также игровые правила: правила действия и правила общения.

В подборе игр, их организации  и проведении, анализе результатов  очень важна роль воспитателя. Для того чтобы игра действительно увлекла

 

детей, затронула каждого  из них взрослый должен стать непосредственным ее участником. Своими действиями, эмоциональным  общением с детьми

взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как - бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.

         В то же время взрослый организует  игру и направляет ее: помогает  детям преодолеть затруднения,  одобряет их хорошие поступки  и достижения, поощряет соблюдение  правил, отмечает ошибки некоторых  детей. Совмещение взрослым двух  разных ролей – участника и  организатора – важная, отличительная  особенность развивающей игры.

Информация о работе Эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников