Эффективная организация некоторых этапов урока английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление эффективных методов организации некоторых этапов урока
Задачи:
1. Определить сущность урока и требования к уроку иностранного языка
2. Описать основные этапы урока английского языка.
3. Выявить эффективные методы организации начала урока
4. Выявить эффективные методы организации центральной части урока
5. Выявить эффективные методы организации домашнего задания
Объект данной работы: методика преподавания иностранного языка

Содержание работы

Введение ..........................................................4
Глава I. Сущность и структура уроков иностранного языка.......................6
1.1. Урок иностранного языка. Сущность урока, структура урока....................6
1.2. Основные этапы урока английского языка..................................................15
1.3. Эффективная организация начала урока......................................................17
1.4. Эффективная организация центральной части урока.................................20
Выводы...................................................................................................................22
Глава II. Эффективная организация домашнего задания.........................23
2.1. Сущность и функции домашней работы......................................................23
2.2.Виды домашней учебной работы...................................................................24
2.3. Методические рекомендации по организации домашнего задания..........27
2.4. Примеры домашних заданий для учеников 5-х классов.............................29
Выводы...................................................................................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
Список литературы..............................................................................................38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯz.docx

— 700.23 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение ..........................................................4

Глава I. Сущность и структура уроков иностранного языка.......................6

1.1. Урок иностранного  языка. Сущность урока, структура  урока....................6

1.2. Основные  этапы урока английского языка..................................................15

1.3. Эффективная  организация начала урока......................................................17

1.4. Эффективная  организация центральной части  урока.................................20

Выводы...................................................................................................................22

Глава II. Эффективная организация домашнего задания.........................23

2.1. Сущность  и функции домашней работы......................................................23

2.2.Виды домашней учебной работы...................................................................24

2.3. Методические рекомендации по организации домашнего задания..........27

2.4. Примеры домашних заданий для учеников 5-х классов.............................29

Выводы...................................................................................................................36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37

Список литературы..............................................................................................38

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа включает 39 стр.,  состоит введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, библиографического списка, включающего 20 наименований.

Актуальность выбранной темы: многие молодые учителя испытывают трудности в работе с учениками, ошибочно связывая все проблемы с отсутствием должного воспитания детей и вложенного в них труда со стороны семьи, классного руководителя, учителя начальных классов и т.д. При этом начинающие преподаватели забывают о том, что основная часть успеха кроется в их собственном уровне педагогических знаний и мастерства.

Цель: выявление эффективных методов организации некоторых этапов урока

Задачи:

1. Определить сущность урока и требования к уроку иностранного языка

2. Описать основные этапы урока английского языка.

3. Выявить эффективные методы организации начала урока

4. Выявить эффективные методы организации центральной части урока

5. Выявить эффективные методы организации домашнего задания

Объект данной работы: методика преподавания иностранного языка

Предмет работы: структура и содержание урока английского языка

Источники исследования: учебные пособия по педагогике И.Ф. Харламова, по практической методике иностранного языка Колкер Я. М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т. М, работы Пассова Е. И., «книги для учителя» к учебникам английского языка, а также непосредственно учебники английского языка для 5 классов средних общеобразовательных школ, конспекты уроков английского языка учителей средней школы №21 и сокурсников при прохождении педагогической практики.

Введение

 

В настоящее  время выпускники педагогических вузов, начинающие учителя английского  языка, часто не могут организовать этапы урока логично и эффективно,  в результате чего выполнение учениками  одних упражнений затягивается, а  другие отрабатываются быстро и  некачественно. Если учитель не уделяет этому  должное внимание, то со временем учащиеся могут потерять интерес к изучению английского языка, перестать активно  работать и готовиться к занятиям, что неизбежно ведет к падению  успеваемости школьников по данному  предмету.

Многие молодые  учителя испытывают трудности в  работе с учениками, ошибочно связывая все проблемы с отсутствием должного воспитания детей и вложенного в  них труда со стороны семьи, классного  руководителя, учителя начальных  классов и т.д. При этом начинающие преподаватели забывают о том, что  основная часть успеха кроется в  их собственном уровне педагогических знаний и мастерства.

Безусловно, эффективность урока зависит в первую очередь от его планирования. Учитель должен логически вписать данный урок в комплекс уроков того или иного цикла, тщательно отобрать языковой, текстовой, тематический материал, продумать все этапы урока и пути перехода от одного этапа к другому, предусмотреть методические приемы, режимы работы, подобрать вспомогательный материал. Если учитель работает не первый год, ему следует просмотреть прошлогодний план такого же урока, чтобы учесть, что из намеченного он не успел сделать тогда, какие методические приемы ему не удалось осуществить, и почему. Кроме того, учитель не должен забывать и о последних методических достижениях, об опыте своих коллег и о собственном опыте. Все это нужно учитывать при планировании урока.

Проведя такую  подготовительную работу, учитель составляет план-конспект урока, где представлен подробный "сценарий" урока со всеми инструкциями и пояснениями на иностранном языке. Такое детальное планирование каждого урока особенно важно для начинающего учителя, чтобы правильно и эффективно организовать работу с учащимися.

 

Глава I. Сущность и структура уроков иностранного языка

 

1.1. Урок  иностранного языка. Сущность  урока, структура урока

Урок - это зеркало общей и  педагогической культуры учителя

/Сухомлинский  В.А. /

Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение  конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ заключается  в том, что он - не самостоятельная  единица учебного процесса, а звено  в цепи уроков. В этом цикле уроков осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего  урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную взаимосвязь  уроков и обеспечивает поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям.

Урок иностранного языка  имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает  не только как цель, но и как средство обучения.

Основными психолого-педагогическими  и методическими требованиями к  современному уроку иностранного языка  являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна.

Основа для построения урока - это совокупность научных  положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эту совокупность называют методическим содержанием урока.

Коммуникативность. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Индивидуализация. Каждый из нас сталкивался с таким явлением: какое-то событие волнует человека, толкает его на речевые поступки, побуждает высказать свое мнение, но оставляет равнодушным другого. Или: один человек всю жизнь читает приключенческую литературу и смотрит только детективные и развлекательные фильмы, другой склонен к историческим романам или любовной лирике. Это происходит потому, что любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое, сведя все данные в специальную схему-таблицу - методическую характеристику класса (МХК), которая и используется при подготовке и проведении урока. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации. Не только содержание обучения, но и одни и те же приемы и методы по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если "собеседники" данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно предлагать классу задание - обращаться с вопросами к ученику, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит подгонять флегматика или предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе.

Индивидуализированные задания  удобно задавать на дом. В этом случае происходит сочетание индивидуального  обучения групповым: ученик рассказывает в классе то, что выучил дома. Поскольку  его товарищи не знакомы с содержанием  его рассказа, то интересно и им, и рассказчику. Такая работа используется и в качестве речевой зарядки  на уроке. Все ученики по очереди  готовят рассказы о том, чем они  интересуются. Широкий простор для  индивидуализации открывается при  обучении чтению. Здесь, как и при  обучении говорению, необходимо иметь  дополнительный раздаточный материал. Но как бы ни был ученик мотивирован  и как бы ни хотел высказаться, прочесть что-то, т.е. выполнить задание, он должен, прежде всего, знать, как  выполняется то или иное задание, уметь его выполнять. Для этого  в коммуникативном обучении предусмотрена  так называемая субъектная индивидуализация. Она заключается в том, что  учеников с самых первых дней необходимо учить выполнять разные виды заданий, учить учиться. Чем лучше ученик будет выполнять задания, тем  успешнее он овладеет материалом, тем  быстрее достигнет цели.

Речевая направленность. Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию урока, как и обучения в целом. Общепринято, что нельзя, например, научиться читать, усвоив только правила чтения и выучив слова, или говорить, - усвоив лишь правила грамматики. Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти все время урока. Каждый урок должен решать какие-то конкретные практические задачи и приближать ученика к его цели; не только учителю, но и ученикам надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока. Речевая направленность означает также речевой характер всех упражнений. Занятость учащегося практическими речевыми действиями еще не обеспечивает эффективного обучения, ибо обучение речевой деятельности возможно только посредством действий речевого характера. Речевая направленность предполагает и мотивированность высказывания. Человек всегда говорит не только целенаправленно, но и мотивированно, т.е. ради чего-то, почему-то. К сожалению, высказывания учащегося на уроке ИЯ не всегда мотивированы. К примеру, когда ученик описывает сегодняшнюю погоду, им движет только задание описать, но не желание предупредить собеседника, чтобы тот не промок под дождем. Безусловно, естественная мотивированность в учебном процессе полностью не всегда достижима: у многих учащихся нет непосредственной потребности в знании иностранного языка и в общении на нем. Но всегда существует возможность вызвать эту потребность опосредованно.

Речевая направленность урока ИЯ предполагает также речевую (коммуникативную) ценность фраз. Следует избегать использования на уроке ИЯ фраз, которые в реальном общении никогда не звучат.

Ситуативность. Ситуативность обучения иностранному языку требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность - это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Ситуативность - условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация это стимул к говорению. И действительно, ситуация - это система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы. Именно взаимоотношения собеседников побуждают их к определенным речевым поступкам, порождают потребность убеждать или опровергать, просить о чем-то или жаловаться. И чем шире и глубже эти взаимоотношения, тем легче общаться, ибо за речью стоит большой контекст - контекст совместной деятельности. Сущность ситуативности показывает, что ее реализация немыслима без личностной индивидуализации, так как создание на уроке ситуаций как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, чувств и статуса их личности в коллективе класса. Итак, ситуативность как компонент методического содержания урока определяет следующие положения:

    • ситуация  общения на уроке может быть создана  лишь в том случае, если она будет  основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);

    • каждая  фраза, произносимая на уроке, должна быть ситуативной, т.е. соотноситься с взаимоотношениями  собеседников;

    • ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и  в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических  и грамматических).

Новизна. Иностранным языком невозможно овладеть только путем интенсивного заучивания, поскольку это, во-первых, неэффективно: можно выучить массу диалогов и текстов и не уметь говорить на иностранном языке, а во-вторых, неинтересно. Есть другой путь - непроизвольное запоминание. Этот путь требует такой организации работы, при которой подлежащий запоминанию материал включен в деятельность, содействует достижению цели этой деятельности. В таком случае учащийся не получает прямых указаний по запоминанию того или иного материала. Запоминание является побочным продуктом деятельности с материалом (словами, текстом, диалогом и т.п.).

Информация о работе Эффективная организация некоторых этапов урока английского языка