Эффективная организация досуговой деятельности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:44, доклад

Описание работы

В современной России одной из основных проблем среди молодежи является проблема досуга или проведения свободного времени. И не просто проведение досуга а именно эффективная организация досуга среди молодежи. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Файлы: 1 файл

Сорихина В.П. статья педагогика.docx

— 16.13 Кб (Скачать файл)

Тема: Эффективная организация досуговой деятельности молодежи района .

Актуальность: В современной России одной из основных проблем среди молодежи является проблема досуга или проведения свободного времени. И не просто проведение досуга а именно эффективная организация досуга среди молодежи. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Ключевые слова: досуг,молодежь,  свободное время, рекриация, эффективный досуг,организация досуга.

 

 Сегодня как никогда  актуальна проблема эффективной  организации досуговой деятельности  молодежи, овладения способами организации  своего свободного времени, умением  содержательно и интересно проводить  свой досуг. Организация досуговой  деятельности молодежи должна  быть культурной и это одна  из важнейших задач современного  общества.

Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется  в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые  люди более чем где-либо выступают  в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых  обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.

Рассмотрим молодежь которая  проводит свой досуг в двух разных досуговых центрах:   библиотеки и пивного бара, и проведем там  исследование. Цель- узнать какой досуг  является наиболее эффективным.

Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными  ценностями досуга являются отдых и  движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В  жизни общества досуг важен для  стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений  и т.д. [3 с. 21].

Досуговое время – это время, непосредственно и опосредованно свободное от рабочего времени, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избирательно относиться к тому времени, которое находится в его личном распоряжении.

Исходя из рассуждений, приведенных  выше, будем считать, что досуг – это единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации.

Раскрывая понятия «свободное время» и «досуг», мы так или иначе  выходим на предмет определения  функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед  нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в  обыденном сознании досуг всегда воспринимается просто как свободное  от труда время. Действительно, с  одной стороны, это время, необходимое  для отдыха и развлечений, но, с  другой стороны, это и время, заполненное  культурно-ценностным содержанием. Тогда  уместно будет, на наш взгляд, рассмотреть  понятие «досуг» в сочетании  с понятием «деятельность», т.е. «досуговая деятельность».

В Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

Специфической деятельностью в  сфере свободного времени является досуговая деятельность. Согласно тому, что досуг напрямую связан с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением.

Свободное время относится  к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При  этом сегодня необходимо учитывать  прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования  и жизнедеятельности, влияние новых  средств массовой информации, растущее количество возможностей организации  свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных  ценностей, которое характеризуется  стремлением к оригинальности, проявлением  индивидуальности, устремленностью  к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.

Существует много разнообразных  типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и  внедомашний; индивидуально организованный и коллективно – организованный. [4,с.173].

Сфера свободного времени  и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается  свободное время в качестве пространства для осуществления специфических  социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени  и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных  процессов, исследуют характер, и  содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. [3,с.74]. Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученых как Дж. Дюмазедье, М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, И.А.Новикова, С.Н.Лебедева, Л.П. Подоба, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, А.А. Сукало и др.[1]

Несмотря на всё богатство  теоретических материалов, системных  исследований, посвященных рассмотрению культурно-досуговой деятельности, как средства развития социальной активности, проблема досуга молодежи остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени.

Список литературы:

1. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984г.

2.Бобахо В.А., Левикова  С.И. Современные тенденции молодёжной  культуры: конфликт или преемственность  поколений? // Общественные науки  и современность. – 1996.-№3.- С.56-66 . 

3. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М.,1991г.

4.19. Кон И.С. «Психология  ранней юности» М.Просвещение, 1980г.

5.Трегубов Б.А. Свободное  время молодежи: сущность, типология,  управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991г.


Информация о работе Эффективная организация досуговой деятельности молодежи