Художественная литература на уроках основы педагогического мастерства как источник формирования представления об образе учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить влияние художественной литературы на формирование представления об образе учителя у молодых педагогов, подобрать педагогические ситуации из художественной литературы для работы на занятиях по основам педагогического мастерства. Задачи:
Раскрыть понятие профессиональной педагогической деятельности.
Определить структуру и основные компоненты педагогической деятельности
Дать определение педагогическим способностям в структуре педагогической деятельности.
Проанализировать понятие профессиональной готовности и пригодности преподавателя к педагогической деятельности.
Раскрыть понятия педагогической задачи и ситуации
Представить темы по педагогическому мастерству с разрешением педагогических ситуаций

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Понятие профессиональной педагогической деятельности 5-7 стр.
1.2. Структура и основные компоненты педагогической деятельности 7-14 стр.
1.3. Педагогические способности в структуре педагогической деятельности 14-16 стр.
1.4. Профессиональная готовность и пригодность преподавателя к педагогической деятельности 16-19 стр.
II. Практическая часть
2.1 Понятие педагогической задачи и педагогической ситуации 21-22 cтр
2.2 Разрешение педагогических ситуаций и задач в художественной литературе 22-28 стр.
III. Заключение 29 – 30 cтр.
IV. Список использованной литературы 31 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педагогические отделения университетов пока не предусматривается определение их профессиональной пригодности, зачисляют всех, кто сдает необходимые вступительные экзамены. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных, что резко отрицательно сказывается на обучении и воспитании учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

 

На протяжении всей своей педагогической деятельности не только молодые учителя, но и учителя с большим стажем работы сталкиваются с определенными конфликтными  ситуациями в педагогическом коллективе, в общении с учащимися и в отношениях учащихся между собой.

Художественная литература может помочь педагогу разрешить тот или иной конфликт или предупредить его.

Цель практической части исследования: разрешение педагогических ситуаций в художественной литературе как способ разрешения их педагогом в своей педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия педагогической задачи и ситуации
  2. Представить темы по педагогическому мастерству с разрешением педагогических ситуаций

2.1 Понятия педагогической ситуации и педагогической задачи

С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);  
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);  
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);  
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);  
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение факта. 
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 
3. Определение характера ее содержания. 
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 
7. Выбор способов решения педагогических задач. 
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.

Итак, можно прийти к выводу, что педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

 

2.2 Педагогическое мастерство как способ разрешения педагогических задач и ситуаций

 

Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого проекта лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль. Роль - помощника, опоры в учебной деятельности.

Приведенная ниже таблица являет собой пособие по изучению тем по педагогическому мастерству с помощью примеров, взятых из художественной литературы. Используя  данную таблицу студенты, изучающие педагогическое мастерство, а так же молодые учителя смогут не только приобрести качественный раздаточный материал, но так же с помощью конкретных примеров из художественной литературы  четче представить себе, что подразумевает тот или иной компонент педагогического мастерства.

 

Темы педагогического мастерства

Педагогические ситуации и цитаты

1.Cтили педагогического общения

Один – студент, преподаватель гимнастики, получивший кличку Батька. Другой – хрупкий естествовед, влюбленный в книжки Кайгородова о цветах, мягкий и простодушный человек, потомок петербургских немцев-аптекарей. Прежде всего «ненормальный» питомник не принял его трудно выговариваемого имени. Герберта Людвиговича сперва переделали в Герб Людовича, потом сократили до Герб Людыча, потом любовно и просто стали звать Верблюдычем и наконец окончательно закрепили за ним имя Верблюд.

 

Однако Верблюда любили за мягкость, хотя и смеялись над некоторыми его странностями. А их у него было много. То подсмотрят ребята, как Верблюдыч перед сном начинает танцевать в кальсонах, напевая фальшивым голосом мазурку, то вдруг он начнет мучить шкидцев, настойчиво разучивая гамму на разбитом пианино, которое не в добрый час оказалось у него в комнате.

 

Музыка у Верблюдыча была второй страстью после цветов. Однако все же он играть ни на чем не умел и за все свое пребывание в школе не поразил шкидцев ни одним новым номером, кроме гаммы.

 

Третий педагог был ни то ни се. Он скоро исчез со шкидского горизонта, обидевшись на маленький паек и на слишком тяжелую службу у «дефективных». Впоследствии он был спортинструктором Всеобуча, а оттуда перешел в мясную лавку на должность «давальца».

                           ***

В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук – дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею.

(Белых Г.C., Пантелеев Л.Н. “Республика ШКИД”)

2.Педагогическое требование

Амебка рассказывает с увлечением о микроорганизмах. Вдруг он замечает, что последняя парта, где сидит Еонин, не слушает его. Он принимает меры:

 

– Еонин, пересядь на первую парту.

 

– Зачем же это? – изумляется Япошка.

 

– Еонин, пересядь на первую парту.

 

– Да мне и здесь хорошо.

 

– Пересядь на первую парту.

 

– Да чего вы привязались? – вспыхивает Японец, но в ответ слышит прежнее монотонное приказание:

 

– Пересядь на первую парту.

 

– Не сяду. Халдей несчастный! – озлобленно кричит Еонин. Амебка некоторое время думает, потом начинает все с начала:

 

– Еонин, выйди вон из класса.

 

– За что же это?

 

– Выйди вон из класса.

 

– Да за что же?

 

– Выйди вон из класса.

 

Еонин озлобляется и уже яростно топает ногами. Кнопка носа его краснеет, глаза наливаются кровью.

 

– Еонин, выйди вон из класса, – невозмутимо повторяет Амебка, и тогда Японец разражается взрывом ругательств:

 

– Амебка! Халдей треклятый! Чего привязался, тупица деревянная!

 

Амебка спокойно выслушивает до конца и говорит:

 

– Еонин, ты сегодня будешь мыть уборные.

 

    На этом обе стороны примиряются.

(Белых Г.C., Пантелеев Л.Н. “Республика ШКИД”)

3.Введение в педагогическую профессию

“Я не ставил своей задачей охватить урок, все дидактические детали процесса изучения основ наук. Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. Я стремился рассказать о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к родной советской земле”

(Сухомлинский В.А. “ Сердце отдаю детям”

4.Педагогический такт

Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:

 

— Но… что ты здесь делаешь?

 

И он опять попросил тихо и очень серьезно:

 

— Пожалуйста… нарисуй барашка…

 

Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:

 

— Все равно. Нарисуй барашка.

 

Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать — удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:

 

— Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.

 

И я нарисовал.

(Cент-Экзюпери Антуан “Маленький принц”)

 

5.Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе учебного занятия

Учитель говорит: "Присмотритесь, дети, внимательно к тому, что вы видите, и подумайте, может ли существовать живое без неживого? Вот перед вами большой ящик со многими маленькими ящичками: здесь разнообразные химические удобрения. Смотрите, как ваши старшие товарищи берут из одного, из другого ящика белый, желтый, серый порошок, смешивают, растворяют в воде. А вот делается плодородная почва: крупный песок смешивается с перегноем. Видите, какие сочные помидоры вырастают на этой смеси? Из чего берет растение строительный материал для своей листвы, стеблей, плодов? Из неживого.

 Неживое - это среда для живого". Эти истины пробуждают в детской  душе чувство изумления перед  тайнами природы. Опять вспоминается  старинное изречение, приписываемое  Аристотелю: мышление начинается с удивления.

(Сухомлинский В.А. “ Сердце отдаю детям”

6.Мастерство внушающего воздействия педагога

Так же угрюмо он выслушал мое новое приказание:

– Поезжай, получи две тысячи рублей.

Я сорвался с места и заорал на него:

– Пожайлуста, без идиотских разговоров! Тебе дают поручение, ступай и сделай. Нечего «психологию» разыгрывать!

Карабанов дернул плечом и прошептал неопределенно:

– Ну, что ж…

Привезя деньги, он пристал ко мне:

– Посчитайте.

– Зачем?

– Посчитайте, я вас прошу!

– Да ведь ты считал?

– Посчитайте, я вам кажу.

– Отстань!

– Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно…

Он задохнулся и сел на стул.

– Мне приходится дорого платить за твою услугу.

– Чем платить? – рванулся Семен.

– А вот наблюдать твою истерику.

Семен схватился за подоконник и прорычал:

– Антон Семенович!

– Ну, чего ты? – уже немного испугался я.

– Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я ото дорогою скакав и думаю: хоть бы бог был на свете. Хоть бы бог послал кого-нибудь, чтоб ото лесом кто-нибудь набросился на меня… Пусть бы десяток, чи там сколько… я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусав бы, рвал, как собака, аж пока убили бы… И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: вы отут сидите и думаете: чи привезет, чи не привезет? Вы ж рисковали, правда?

– Ты чудак, Семен! С деньгами всегда риск. В колонию доставить пачку денег без риска нельзя. Но я думаю так: если ты будешь возить деньги, то риска меньше. Ты молодой, сильный, прекрасно ездишь верхом, ты от всяких бандитов удерешь, а меня они легко поймают.

Семен радостно прищурил один глаз:

– Ой, и хитрый же вы, Антон Семенович!

– Да чего мне хитрить? Теперь ты знаешь, как получать деньги, и дальше будешь получать. Никакой хитрости. Я ничего не боюсь. Я знаю: ты человек такой же честный, как и я. Я это и раньше знал, разве ты этого не видел?

 

– Нет, я думал, что вы этого не знали, – сказал Семен, вышел из кабинета.

(Макаренко А. С. “ Педагогическая поэма”


 

 

Большое значение в любом преподаваемом педагогом предмете имеет дидактический материал. С его помощью педагог не только сможет разнообразить виды и формы работы учащихся во время занятия, но и способствовать развитию их умения работать самостоятельно. При помощи подобного пособия учащимся будет легче и интереснее запоминать материал по компонентам педагогического мастерства и структуре педагогической деятельности в целом. А начинающим педагогам - использовать это пособие в качестве раздаточного дидактического материала на предмете педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, поэтому его можно рассматривать как вариант профессионального мастерства.

Педагогическое мастерство – это подвижная система, т.к. в нем отражаются объективные условия существования личности педагога в обществе и субъективные особенности этой личности. Мастерство педагога проявляется в деятельности.

Исследуя данную тему, я ставила перед собой цель – помочь молодым учителям в построении их педагогической деятельности. С помощью художественной литературы, представленной в работе, они смогут правильно строить свои занятия и конспекты, научиться разрешать педагогические ситуации и предупреждать их. Мной были рассмотрены и изучены понятия о профессиональной педагогической деятельности, её структуре и компонентах, а так же проанализированы понятия профессиональной готовности и пригодности преподавателя к педагогической деятельности. Все перечисленные компоненты являются основополагающими в педагогической деятельности и без них педагог не может стать профессионалом как таковым. Помимо теоретической части работы мной была проделана практическая часть, заключающаяся в создании пособия по педагогическому мастерству. Его суть – изучение тем по педагогическому мастерству на конкретных примерах из художественной литературы. Данное пособие не только окажет помощь учащимся при ознакомлении с темами по педагогическому мастерству, но так же значительно обогатит  запасы раздаточных материалов педагога.

Профессия учителя относится к классу профессий “человек-человек”, а это означает, что преподавателю, а особенно только вставшему на педагогическую тропинку, нужно будет уметь найти общий язык с учащимися, стать для них другом и товарищем. Ни одно поколение учителей старалось подражать таким великим педагогам как  Ш . А. Амонашвили , В.А Сухомлинский, А. C. Макаренко и др. К сожалению, в наше время их имени и достижения не известны молодому поколению, но их дело продолжает жить и будет жить до тех пор, пока есть учителя, которые со всей душой относятся к школе и своим учащимся и которым не безразлично будущее российского образования.

 

 

Cписок использованной литературы

 

  1. Амонашвили Ш.А. « Здравствуйте, дети»-М.: Просвещение,1998
  2. Белых Г.С., Пантелеев Л.Н. .« Республика ШКИД»-М.: Просвещение,1992
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. « Педагогика и психология»- Cпб,2005
  4. Зязюн И.А. «Основы педагогического мастерства». М.: Просвещение,2003
  5. Макаренко А. С.« Педагогическая поэма»-Cпб.: Азбука,2009
  6. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. .« Введение в педагогическую деятельность.» -М.,2005
  7. Морева Н.А « Тренинг педагогического общения. » -М..2003
  8. Пазухина С.В. «Педагогическая успешность. » - СПб.,2007
  9. Педагогический энциклопедический словарь -М.,2003
  10. Пидкасистый П. И. «Педагогика».- М: Педагогическое общество России, 1998
  11. Подласый И.П. «Общие основы педагогики».-М: Просвещение , 2003
  12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. « Теория и методика воспитания». -М.,2004
  13. Cент-Экзюпери Антуан « Маленький принц»-М.:Азбука,2002
  14. Сластёнин В.А. «Методика воспитательной работы».-М.,2002
  15. Сластёнин В.А. и др. «Педагогика.»-М.,2003
  16. Сухомлинский В.А. « Сердце отдаю детям»-М.: Просвещение,1999

      17. Хмель Н.Д. « Теоретические основы профессиональной подготовки учителя», 2000.

      18. Хозяинов Г.И. « Педагогическое мастерство преподавателя».- М.: Высш. шк.,2000.

      19. Чернявская А.П. « Педагогическая техника в работе учителя». - М.: Центр            "Педагогический поиск"

      20. Якушева С.Д.-« Основы педагогического мастерства» -М.: Академия, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Художественная литература на уроках основы педагогического мастерства как источник формирования представления об образе учителя