Хоровая организация в детской хоровой школе «Весна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:08, статья

Описание работы

Прежде всего, хотелось бы рассказать немного о самом Александре Сергеевиче Пономареве. Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Детского хора «Весна», директор Детской хоровой школы «Весна», Заслуженный артист России (1984), лауреат «Премии Москвы в области литературы и искусства» (1994), Лауреат Премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» (2002), кавалер Ордена Дружбы (2004).

Файлы: 1 файл

Статья Никонова Т..docx

— 28.12 Кб (Скачать файл)

Никонова Т.

студентка 2 ОД курса

музыкально-педагогического факультета

 

Хоровая организация в детской хоровой школе «Весна» 

Прежде всего, хотелось бы рассказать немного о самом Александре Сергеевиче Пономареве. Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Детского хора «Весна», директор Детской хоровой школы «Весна», Заслуженный артист России (1984), лауреат «Премии Москвы в области литературы и искусства» (1994), Лауреат Премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» (2002), кавалер Ордена Дружбы (2004).

Делом всей жизни А.С.Пономарёва стал Детский хор «Весна» и школа, возникшая на его основе. Началось всё на севере Москвы в 1964 г., когда по просьбе жителей студент музыкального училища, недавно вернувшийся после службы в армии, организовал детский хоровой кружок. День 31 марта 1965 года (выступление в районном Доме пионеров на празднике «Музыкальная весна») стал днём рождения хора. «Пели тогда программу интересную и, как нам казалось, сложную, заняли первое место в конкурсе и были счастливы», – вспоминал Пономарёв. Именно тогда дети сами придумали название хору – «Весна», а себя стали называть «веснушками».

В 1966 г. кружок был преобразован в детскую хоровую студию «Весна». В 1972 году студия была преобразована в вечернюю музыкальную школу. Авторитет «Весны» был настолько высок, что через четыре года вечерняя школа стала дневной (т.е. бюджетной) и получила официальный статус хоровой школы. Так из дворового хорового кружка А.С.Пономарёву удалось создать школу с уникальными традициями, особой теплой атмосферой и преданным своему делу педагогическим коллективом.

Почти 25 лет школа не имела достойного помещения. И все же Александру Сергеевичу удалось построить Дом - храм музыки, уютный и просторный. Его мечта о собственном школьном оргáне также осуществилась: благодаря его усилиям в концертном зале «Весны» появился орган немецкой фирмы «Alexander Schuke».

Кульминация концертной и гастрольной деятельности «Весны» приходится на 1990-2000-е годы. «Весна» исполняет огромное количество произведений от эпохи Возрождения до современного авангарда, произведения крупной формы и миниатюры, сочинения с оркестром, органом, фортепиано и a cappella, светские и духовные, русских и зарубежных композиторов. Александру Сергеевичу мастерски удавались аранжировки и переложения произведений классической музыки, которые впоследствии вошли в репертуары и других детских хоровых коллективов. На авторитетных зарубежных международных конкурсах хор «Весна» получает самые высокие оценки: 2 премия (Нант, Франция, 1991 г.), 1 премия (Дебрецен, Венгрия, 1992 и 2004 г.), 1 премия и Гран-при (Ареццо, Италия, 1992 г.), 1 премия (Нант, Франция, 1995 г.), 1 премия (Тур, Франция и Ареццо, Италия, 2002 г.), 1 премия (Варна, Болгария, 2003 г.), 1 премия и Гран-при (Пауэл Ривер, Канада, 2004 г.), 1 премия и Гран-при (Толоса, Испания, 1999 и 2006 гг.), 1 премия и Гран-при (Ниредьгаза, Венгрия, 2010 г.), 1 премия и Гран-при (Мальчезине, Италия, 2012 г.).

В 2000 году хор завоевал высшую европейскую хоровую награду «Гран-при Европа 2000» на «конкурсе конкурсов» (обладателей Гран при) в Толосе (Испания), где его конкурентами были только взрослые коллективы высокого класса.

За свою многолетнюю историю «Весна» под управлением А.С.Пономарёва записала 12 грампластинок и 10 сольных компакт-дисков, дала более 100 концертов в Большом зале Московской консерватории. «Весна» гастролировала более чем в 50 городах России, в 12 странах Европы, а также в Канаде и Японии.

Хор неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», «Таланты России», «Русская зима» и др. Творческая деятельность А.С.Пономарёва и профессионализм хора неизменно получали высокие оценки не только коллег-хоровиков, но и маститых музыкантов: Т.Хренникова, Д.Китаенко, П.Когана, Ф.Мансурова, М.Плетнёва, Г.Рождественского, С.Сондецкиса, В.Федосеева и многих других. Все они отмечали высокую степень подготовленности хора, одухотворенность во время выступления, техническое мастерство и безупречную творческую дисциплину.

Благодаря яркости, артистичности натуры и педагогическому мастерству, А.С.Пономарёв каждое занятие хора превращал в удивительное действо. На многих его занятиях присутствовали педагоги-хормейстеры со всех концов страны. Стараясь поделиться своим опытом с более широким кругом коллег-музыкантов, Александр Сергеевич публиковал множество статей. Авторитет А.С.Пономарёва как хорового дирижёра признан музыкантами России и всего мира. Он неоднократно был членом и председателем жюри на Всероссийских и Международных хоровых конкурсах и фестивалях. Александр Сергеевич подарил неповторимое счастливое детство огромному количеству людей, раскрыл их необычайные творческие и жизненные возможности, для многих стал творцом их профессиональной судьбы. И для всех - примером величайшей преданности и самоотдачи любимому делу. Несмотря на тяжёлую болезнь, Александр Сергеевич до последних дней не оставлял свою школу и хор.

«Весна» не смогла бы добиться всего этого без удивительной внутренней инфраструктуры, организации коллектива, которая формировалась годами и пришла к своему окончательному виду где-то в начале восьмидесятых. К сожалению, почти все, кто знает о хоре «Весна», даже не подозревают, какой ценой даётся успех. В своей работе я хотела бы вкратце описать педагогические методы, принятые в «Весне». Эти слова не приемлемы в статье

Хотелось бы отметить, что дисциплина в хоре всегда была на высочайшем уровне, и все всегда неукоснительно следовали простым жизненным правилам, которые с самого начала Пономарёв прививал детям и даже взрослым, своим сотрудникам: уважай и слушайся старших, помогай младшим, будь всегда и везде вежливым, аккуратным, ответственным, добросовестным, всегда выполняй свои обязанности. Эти простые истины пронизывали все отрасли деятельности «веснушек», создавали в коллективе атмосферу любви и понимания; казалось, будто все ребята в хоре между собой – лучшие друзья.

В школе существовало 5 хоров: подготовительный (5 лет), дошкольный (6 лет), младший (1 класс), кандидатский (2-3 класс), старший (он же собственно хор «Весна») (4-9 классы).

Каждый год хор отправлялся в несколько конкурсных поездок, для которых специально отбирался более старший состав, и каждое лето осуществлялась поездка в летний хоровой лагерь. В последние 10 лет он проходил в Словакии, г. Бойнице. Эта поездка являлась обязательной. В хоре существовала система «шефства», что значительно упрощало общую педагогическую работу по воспитанию младших и выучиванию партий. Перед поездкой в лагерь проводилось общее собрание, на котором т.н. «новеньких» (4 класс, 9-10 лет) распределяли по шефам. У каждого ребенка было один или два шефа (по звену и по партии, иногда шефом мог быть один и тот же человек – и по звену, и по партии). Как правило, шефами становились ребята не младше 12-13 лет (6 класс), хотя в некоторые годы делались исключения. Быть шефом – это большая честь и ответственность. Но об этом немного позже. «Новенькому» выдавалась специальная зачетная книжка, в которую вносились данные о его партии, звене, были записаны имена шефов; впоследствии в книжке делались отметки о сдаче партий.  В целом лагерь - это было своеобразное «испытание» для новеньких ребят, которые за 3 недели пребывания должны были выучить и сдать множество партий (в среднем около тридцати). В конце лагеря, перед отъездом, происходило заседание шефов и педагогов, на котором обсуждались все новенькие ребята и их перспективы, и принималось решение о переводе новенького в Старший хор. Напиши  о структуре и дисциплине чуть короче, хотя это для статьи можно опустить…..

Всего в хоре было около 100 ребят от 10 до 16 лет включительно. Хор делился на разные виды групп.

Звенья. Звено – «социальная» ячейка хоровой структуры. В мое время звеньев было всего шесть, около 15 человек в каждом. В звене были ребята разных возрастов, и всегда в поездках ребята жили не как попало, а по звеньям. У каждого звена был свой вожатый-педагог, который отправлялся в лагерь, прикрепившись к своему звену и коллективу преподавателей. У каждого новенького был шеф по звену (естественно, новенький был со своим шефом в одном и том же звене). Эта система была очень актуальна в поездках, чтобы иллюстрировать это, приведу небольшой пример. Когда хор пребывал в лагере или поездке, распорядок дня очень четко фиксировался в расписании и был очень насыщенным; на каждый день назначалось дежурное звено (дежурили по очереди). В звене назначались ответственные за предстоящие задачи, каждому отводилась своя. Раньше всех должен был встать утром оповещающий, чтобы пройти по всем комнатам, разбудить ребят, сообщить планы на день. Когда хор куда-то шел пешком или ехал на транспорте, большая ответственность возлагалась на направляющих и замыкающих (по двое ребят); направляющие всегда шли в начале, следили, чтобы никто не отставал и хор не растягивался. Замыкающий – очень ответственная должность. Например, когда хор выходил из автобуса, самолета, ресторана и т.п., замыкающие должны были все проверить, не забыли ли чего, всегда должны были дождаться тех, кто шел последним, чтобы никто не потерялся. Когда садились за трапезу, все ребята могли спокойно отдыхать, потому что знали, что дежурное звено накроет столы и разнесет еду. В конце дня проводился всеобщий «анализ дня», на котором дежурный звеньевой выступал с речью, отмечал, что было хорошо, а что плохо, над чем надо работать.

Все эти требования выполнялись очень ответственно, потому что ребята знали – если сегодня ты будешь старательно дежурить, то в другой день это с благодарностью сделают за тебя другие. Когда хор собирался для каких-то целей, всегда производился пересчет по звеньям, чтобы никого не забыть. На различных традиционных праздниках выступления, капустники и номера готовились также по звеньям.

Партии. В хоре было 4 основных партии – Сопрано I, II Альты I, II. Каждая партия делилась также на высокие и низкие (например, Альт I высокий) для исполнения многоголосных произведений. В каждой партии был староста, а также принимающие партий (старшие ребята, 3-4 человека на партию), которых назначали педагоги. Эти ребята считались достаточно опытными, чтобы принимать у новеньких партии в присутствии шефа по партии. Принимающий ставил в зачетной книжке отметку о сдаче/несдаче партии. Тем не менее, перед серьезными концертами и поездками устраивалось всеобщее прослушивание, и всех хористов прослушивал лично А. С. Пономарёв.

Группы. Если в звено и партию распределяют «сверху», то в любую из групп можно было вступить по своему желанию, также допускались свободные переходы из одной группы в другую. В каждой группе назначался заведующий группой  - руководитель, как правило, тоже из старших. Библиотечная группа – во всех проявлениях занималась нотами. В их обязанности входило: разложить ноты по папкам, в библиотеке распределять их в алфавитном порядке; перед хором – раздать, после хора – собрать ноты, поддерживать библиотеку в чистоте и порядке. Оформительская группа занималась оформлением стендов, объявлений, рисованием афиш, печатанием программок и т.п. Летописная группа. В хоре велась «летопись» - каждая поездка была запечатлена в отдельном альбоме с фотографиями и подробными описаниями того, чем тогда занимался хор. Музейная группа поддерживала порядок в музеях школы  – Музей Весны и Музей музыкальных инструментов. В Музее Весны находились все награды, грамоты, призы, сувениры и прочее. Санитарная группа была очень актуальна в поездках – в каждом звене был свой санитар, обеспечивавший медикаментами все свое звено.

Помимо чётко фиксированной инфраструктуры, в хоре существовали очень жёсткие дисциплинарные ограничения. К примеру, А. С. Пономарёв совершенно не переносил, когда девочки носили какие-то украшения и/или красились. Он всегда говорил, что одежда должна быть скромной, и лучше выделяться своими знаниями, поведением и талантами, чем «железками». Лично я однажды получила очень строгий выговор за случайно забытую у себя во рту жвачку. Не допускались в хоре крики, громкие разговоры, хождение без шапки в холодное время года и без головного убора в жару, употребление мороженого и семечек и многое тому подобное.

К сожалению, случалось и такое, что кто-то не выдерживал столь жесткой и строгой дисциплины и покидал хор.

 Хоровая школа  «Весна» - это, прежде всего, тяжелейший многолетний труд, который дает  огромный хоровой, творческий, коллективный  и жизненный опыт, умение добиваться своей цели, и  с уверенностью можно сказать, что в каждом из «веснушек» в первую очередь воспитали Человека.

 

 

Литература.

http://www.vesna-choir.ru/ - Официальный сайт «Весны».


Информация о работе Хоровая организация в детской хоровой школе «Весна»