Характеристики воспитательных систем: В.А. Сухомлинского, М. Монтессори, А.Ш. Амонашвили, Вальдорфская школа, Фребелевские сады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:07, реферат

Описание работы

В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Ещё К.Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специалистами, а если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. Такое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы: воспитание-это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание-это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни. В советской педагогике вплоть до 80-х годов прошедшего столетия господствовало понятие «формирование», которое было синонимом понятия «воспитание» и являлось более употребительным в педагогическом обиходе. «Воспитание как и формирование» полагается, в первую очередь, на яркие впечатляющие примеры, образы поведения, воспитывающие мероприятия, на дисциплину с хорошо отлаженной системой контроля за поведением воспитанников, на обдуманную практику поощрений и наказаний.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

В те годы это были поистине крамольные мысли: до 20 века психически больных детей не лечили, а лишь изолировали в психиатрических лечебницах, условия жизни в которых мало чем отличались от тюремных, и уж, тем более, никому не приходило в голову видеть в них личность.

Изучив труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара, Монтессори приходит к выводу, что слабоумие – это проблема в большей степени педагогическая, чем медицинская, а значит, решать её надо не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

В 1900 году Мария возглавила только что открывшуюся ортофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии.

Поскольку дети плохо  говорили, Мария разработала систему  упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев.  Из-за того, что дети с задержкой в развитии плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученика этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Какого же было удивление учителей, родителей и самого автора методики, когда спустя некоторое время оказалось.ю что умственно отсталые дети научились писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. После таких результатов Монтессори задумалась о несовершенстве общей системы образования.

Мария начала изучать  педагогику развития здорового ребёнка  и в 1970 году в одном из кварталов  Рима открыла первый Дом ребенка, директором которого стала сама. Вся  работа в этом заведении строилась по принципам, предложенным Монтессори. Дом ребенка был обустроен и оборудован так, чтобы дети разного возраста чувствовали себя в нём уютно и удобно. Здесь всё было приспособлено к тому, чтобы приучить ребёнка к самостоятельности и помогать ему всесторонне развиваться и совершенствоваться.

Для занятий были сделаны  специальные дидактический материалы, разработанные Монтессори и её помощниками. Пособия постоянно совершенствовались. Эти материалы были устроены таким  образом, чтобы ребёнок самостоятельно мог обнаружить и исправить свои ошибки, развивал волю и терпение, наблюдательность, приучался к самодисциплине, но самое главное – проявлял собственную активность.

В Доме ребёнка взрослым не требовалось указывать на промахи  детей и их самоуважение не ущемлялось. Монтессори и её помощники не раз отмечали, что дружелюбная атмосфера хорошо влияет на детей: они начинают с удовольствием заниматься, активно интересуются предметами вокруг, у них формируется положительное социальное поведение.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори – педагогики подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считает, что  обучать ребёнка – это значит:

  • Создать развивающую среду;
  • Вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил;
  • Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Монтессори - педагог только показывает и объясняет, но никогда не действует за ребёнка. Малыш должен научиться всему сам!

Мария Монтессори часто  отмечала, что взрослые не учат детей, а только ругают их. Вряд ли многие родители могут похвастаться тем, что не ругали ребёнка, к примеру, за пролитый чай, разбитую чашку. Однако сами до этого не потрудились объяснить, что ставить чашку надо подальше от края стола, и показать, как это делается. Ошибочно мнение, что определённые правила ребёнок должен усваивать самостоятельно, без объяснений.

Многие специалисты  считают, метод Монтессори развивает  в ребёнке естественную любовь к  учению, интерес к получению новой  информации в том объёме, который он в состоянии освоить.

Уже в 1909 году стало ясно, что эксперимент  Монтессори оказался успешным. Её метод начал активно внедряться в жизнь. Открываются курсы по Монтессори - педагогике. К Марии приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространённых в мире, получивших колоссальное признание. Во многих странах он является основным в системе преподавания в начальных школах. В садиках и группах Монтессори ребёнка учит сама окружающая среда.

Свои последние годы жизни педагог-новатор  провела в Голландии. Умерла Мария  Монтессори 6 мая в 1952 году за несколько месяцев до своего 85-летия. Она похоронена в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.

 

 

Вальдорфская школа

Как всё начиналось

 

Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер (1861-1925) на базе созданной им науки антропософии (от греч. слов anthropos – человек Sophia - мудрость) разработал новую систему образования. Это было в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость «человека машину», «человека толпы» сменить яркой, свободной, творческой личностью с силой волей и развитой жизнью чувств.

Рудольф Штайнер – удивительное явление  конца 19 – начала 20 века.

Он родился в 1861 году в Австро – Венгрии в семье  железнодорожного служащего, закончил реальное училище, затем высшую техническую  школу в Вене. Круг его интересов  чрезвычайно разнообразен: математика, оптика, философия, языки, естественнонаучные труды в Гете, сельское хозяйство, архитектура. Объем литературного наследия Р. Штайнера превышает 350 томов.

Ещё в детстве Штайнер заметил в себе способность духовного зрения. В своей главной книге «Философия свободы» он предполагал направить научные методы не вовне, а на внутреннюю жизнь человека. Долгое время он руководил немецким отделением Теософского общества. Р. Штайнер – создатель науки антропософии, которую понимал, как «осознание человеком своей человечности». На протяжении всей жизни занимался педагогической практикой. Создал школу нового типа, а именно Свободную Вальдорфскую школу в Штутгарте, руководил этой школой и принимал участие в её жизни до самой смерти.

Первая школа по методике Штайнера была открыта в Германии в 1919 году для детей рабочих фабрики «Вальдорф – Астория», поэтому систему взглядов ученого называют вальдорфской педагогикой, а иногда по имени основателя – штайнеровской.

Первый детский сад, в котором были реализованы принципы вальдорфской педагогики, открылся в 1925 году по инициативе Элизабет фон Грюнелиус, которая преобразовала указания Штайнера в методическую и практическую деятельность.

 

Главный вопрос

 

             Дело воспитания оттого только

и кажется  трудным, что люди,

не воспитывая себя, хотят

                                                    воспитывать других.

Л.Н. Толстой

На главный вопрос о том, чем определяется существо человека, вальдорфская педагогика отвечает так: конечно, человек наследует  многие качества, безусловно, среда  оказывает огромное влияние на человека, но есть ещё одна важнейшая сторона человеческого существа – «человеческая индивидуальность», некая «божественная загадка». Эта духовная индивидуальность человека – центр человеческой свободы и творчества.

Целью штайнеровской  педагогики является воспитание свободных, способных и творчески мыслящих людей. Она отвергает попытки воспитания детей для целей какой-то ни было идеологии или господствующей в данный момент мировоззренческой системы. Задача педагогов воспитать порядочных людей, независимо от того, каким будет общество и государственное устройство, при которых будут жить и работать сегодняшние дети. В вальдорфской педагогике занятиям искусству отводится центральное место. Вальдорфская педагогика огромное внимание уделяет развитию эмоционального мира ребёнка и считает, что обеднять мир переживаний нельзя. Эта педагогика основана на уважении к детству, на утверждении ценности каждого возраста, а детства в особенности. Вальдорфская педагогика, занимая глубоко нравственную, гуманистическую позицию, утверждает, что ребёнок сам в процессе воспитания и обучения проходит все стадии развития человечества. Не надо ускорять этот период, искусственно стимулируя интеллект.

Вальдорфскую педагогику сами её последователи называют гуманистической, потому что она считает главным условием воспитания знание человеческой природы и законов развития детского организма. Основное её требование – это целостный взгляд на человека и его развитие. Тройная совокупность человека: тело, душа, дух – должна учитываться воспитателем. Бережное и правильное воспитание должно помочь раскрыться этому духовному «я» человека.

В развитии человека Р. Штайнер  выделяет три приблизительно семилетних периода.

«Мир  добр». Именно таким должен раскрыться мир перед ребёнком от 0 до 7 лет. Ребенок этого возраста учится с помощью подражания, а воспитывается путём примера. В этот период у него формируется прежде всего воля.

«Мир  прекрасен». Второй период длится примерно с 7 до 14 лет. Это период, когда ребёнок учится с помощью предметно-образной деятельности. В этом возрасте у него развивается эмоциональная жизнь, чувства.

«Мир  истинен». В период с 14 до 21 года юному человеку должно открыться понимание мира под девизом «Мир истинен». Именно в этом возрасте у него формируется абстрактное мышление.

Святая святых вальдорфской педагогики – знание закономерностей роста ребёнка и соответствие воспитания и образования возрастным особенностям.

Основные принципы вальдорфской педагогики:

 

    • Создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребёнка.
    • Воспитание через подражание или пример.
    • Культивирование многообразных форм игровой деятельности.
    • Создание пространства, способствующего развитию свободной игры.
    • Организация здорового ритма жизни группы.
    • Занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, лепка, музыка, эвритмия)

В вальдорфском детском  саду группы смешанные: по 15-20 человек. Мальчики и девочки разного возраста от 3 до 6-7 лет. Все годы с детьми будет  одна воспитательница. Как в большой  семье, дети помогают друг другу, учатся друг у друга, подражая старшим. Ребенок в группе детей разного возраста последовательно и гармонично переживает своё взросление.

Вальдорфская система  предъявляет особые требования к  взрослому, это касается личностного  фактора: любовь к каждому ребёнку, неформальное отношение к работе с детьми и постоянный поиск новых педагогических решение. Недаром воспитателей в вальдорфском саду называют «садовницами», пожалуй, душе ребёнка нужен действительно скорее садовник, чем строитель. Отметим, что детей в школе будет учить один учитель с первого по восьмой класс – это позволит избежать стрессов, так осуществляется один из принципов вальдорфской системы – опора на авторитет педагога.

Многих родителей и  педагогов смущает принципиальный отказ вадьдорфской педагогики от обучения дошкольников чтению и письму. Но этот отказ в логике вальдорфского подхода. Цели и способы обучения чтению и письму дошкольников не естественны для этого периода: маленький ребёнок познает мир опытным путем, а не рассудочным. То содержание и те формы развития, которые характерны для более позднего периода, не должны быть перенесены на ранний возраст. Развивающие, обучающие программы могут повредить развитию здорового интеллекта. Человеческое развитие – это ведь не количественное накапливание представлений о мире. Сознание ребенка взрослеет, и сама способность формировать представления меняется. Искусственное ускорение может привести и истощению сил молодого организма, развитие будущих задатков может затормозиться, будет происходить однобокое развитие личности.

Обычно средний балл выпускника вальдорфской школы выше, чем в среднем по стране, так  же как и процент поступивших  в вузы.

В России увлечение вальдорфским движением началось только в 90-е  годы прошлого века, и неудивительно: система педагогических взглядов, декларирующих уважение к индивидуальности каждого человека, вряд ли может существовать в тоталитарном государстве, недаром она была запрещена в гитлеровской Германии, и только после Второй мировой войны в Европе вновь начали создаваться вальдорфские детские учреждения.

В России сейчас около 30-и  вальдорфских школ, примерно половина из них – государственные. Более 60-ти детских садов работают в  тридцати городах: в Москве, Санкт  – Петербурге, Воронеже, Казани, Владимире, Смоленске и др.

 

 

Шалва Александрович Амонашвили

 

"Он  видит дальше других,

 потому что  стоит

 на плечах  гигантов".

 

Шалва Александрович  Амонашвили – учитель начальных  классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор.

Ш.А. Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. Ш.А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями.

Сам Шалва Александрович  утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Информация о работе Характеристики воспитательных систем: В.А. Сухомлинского, М. Монтессори, А.Ш. Амонашвили, Вальдорфская школа, Фребелевские сады