Характеристика воспитания как процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать воспитание как процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать воспитание как процесс;
Исследовать структуру воспитания как процесса;
Определить сущность процесса воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: «чем человек  как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Для воспитательного  процесса характерны отдаленность результатов  от момента непосредственного воспитательного  воздействия, а также неодинаковость результатов воспитания, что связано  с индивидуальными особенностями воспитанников.

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению  к воспитаннику. При этом воспитатель  учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

В педагогической литературе воспитание рассматривается как процесс воздействия на личность.

Цель данной работы –  проанализировать воспитание как процесс.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Охарактеризовать воспитание как процесс;
  • Исследовать структуру воспитания как процесса;
  • Определить сущность процесса воспитания.

Метод исследования –  анализ литературы.

Структура работы обусловлена  целью и задачами, а потому включает введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.

 

1. Характеристика воспитания как  процесса

 

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так  как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Для процесса воспитания характерны следующие признаки:

  • это процесс, как минимум, между двумя лицами;
  • неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;
  • наличие образца как социально-культурного идеала;
  • соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;
  • это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;
  • процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.

Свойства и особенности  процесса воспитания: многомерность, диалектичность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность, импульсивность, двусторонний характер воспитания1.

Совокупность характеристик  процесса воспитания позволяет выделить два вида этого процесса в связи с чем воспитание называется:

1) действием, воздействием, взаимодействием, влиянием, формированием, развитием;

2) работой, подготовкой,  усвоением, передачей, руководством, деятельностью.

В одних высказываниях  перечисленные выше названия использованы в сочетании со словом «процесс»: процесс воздействия, процесс влияния, процесс формирования, процесс развития, процесс усвоения, процесс подготовки и т. д. В других высказываниях вместо таких словосочетаний употреблены те же самые и другие названия воспитания, но без слова «процесс». В связи с этим можно предположить: так как эти названия процесса воспитания относятся к группе абстрактных имен существительных, выражающих и предметность, и процесс, то слово «процесс» в сочетаниях с перечисленными названиями процесса воспитания служит для подчеркивания процессуального значения этих названий. Такова природа или таковы особенности слов (абстрактных отглагольных существительных), которые употреблены в дефинитивных высказываниях о воспитании.

Эта особенность позволяет  воспользоваться словом «процесс»  для подчеркивания процессуального  значения (характера) соответствующих  слов и построить, опираясь на высказывание, следующее дефинитивное высказывание: процесс воспитания это процесс  воздействия на процесс формирования и на процесс развития (психики человека)2.

Воспитание как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения и нового состояния каждого из элементов системы воспитания и всей системы в целом в конкретном пространстве, которое не совпадает с понятием «воспитательного пространства».

В основе характеристики этого качественного состояния  лежат философские категории  пространства и времени. Применительно  к воспитанию они отражают, во-первых, наличие данного явления, существование воспитания, его событие, сосуществование, а во-вторых, - процесс его смены и продолжительность существования (как в историческом плане, так и в рамках других единиц измерения времени) – экзистенциальный аспект.

Для характеристики воспитания как процесса используются общенаучные  категории «состояние», «этап», «период», «стадия» и другие3.

Таким образом, процесс воспитания оказывается состоящим из трех различных процессов – процесса воздействия, процесса формирования и процесса развития; во-вторых, часто можно встретить тавтологию, поскольку один процесс определяется через другой процесс, т. е. процесс есть процесс.

 

2. Структура воспитательного процесса

 

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Структура воспитательного процесса предполагает наличие четко поставленной воспитательной цели, содержания воспитания, отвечающего поставленной цели, форм и методов его реализации, предполагаемые результаты и условия, влияющие на эффективность воспитательного процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Содержание процесса воспитания взаимосвязано с деятельностью общественности и воспитанием, осуществляемым в семье4.

Методы воспитания –  это способ действия педагога и учащегося, который способствует передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом.

К методам относятся  способы действия, которые взаимосвязывают  педагога и воспитанника; с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта; с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов.

В качестве критериев  оценки воспитанности человека принимают:

  • «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

 Мера воспитанности  человека определяется следующими  критериями: широтой и высотой  восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств

 О воспитанности  человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

 К группе объективных  факторов относятся:

  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
  • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
  • обстоятельства биографии;
  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
  • особенности страны и исторической эпохи.

 Группу субъективных  факторов составляют:

  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
  • система отношений с социумом;
  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества5.

Таким образом, структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

 

3. Сущность процесса воспитания

 

Целевая установка воспитательного  процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Процесс воспитания - это целенаправленный педагогический процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности каждого воспитанника и группы в целом, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Воспитание осуществляется двумя универсальными путями: средствами духовного воздействия и включения  человека в различные виды деятельности, которая дает ему возможность усвоить социальный опыт, направленный на формирование гуманистических межличностных и общественных отношений в реально существующих или специально созданных условиях.

Основные задачи процесса воспитания6:

- формирование национального  сознания, любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать;

- обеспечение духовного  единства поколений, воспитание  уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного  народа;

- формирование высокой  языковой культуры;

- воспитание духовной культуры личности, создание условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов  общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, трудолюбия и др.;

- обеспечение высокой  художественно-эстетической осведомленности и воспитанности личности;

- формирование экологической  культуры и гармонии ее отношений  с природой;

- развитие индивидуальных  способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;

- обеспечение физического  развития молодого поколения, охрана и укрепление его здоровья;

- формирование умений  межличностных отношений и подготовка  молодежи к жизни в условиях  рыночных отношений.

Воспитание – это  целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Для того, чтобы воспитательные отношения приводили растущего  человека к развитию, их необходимо определенным образом организовать. Для этого создается педагогический процесс.

Педагогический процесс  – это способ организации воспитательных отношений (педагог – воспитанник), заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних  факторов развития участников.

Педагогический процесс  создается педагогом, организующим приемлемые отношения с воспитанником, направляющим и стимулирующим развитие воспитанника, защищающего его от вредных воздействий среды.

Параллельно понятию  «педагогический процесс» существует понятие «воспитательный процесс», которое значительно шире. Оно обозначает все виды организации воспитательных отношений, возникающих без посредства педагога.

Информация о работе Характеристика воспитания как процесса