Характеристика принципов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Проблема принципов обучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся, а содержание чрезмерно психологизировано, логизировано и идеологизировано

Содержание работы

1. Введение
2. Система принципов обучения
3. Характеристика принципов обучения
4. Взаимосвязь принципов обучения
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная характеристика принципов обучения.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО  «ЧГПУ»),   филиал в г. Миасс

                                      кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Характеристика принципов обучения.

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса гр.106

специальность: «Психологическое образование»

 

Ашихмина Альбина Рифкатовна

 

Проверил:

Рябинина Н.П.,

д.п.н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миасс

2014

 

Содержание

  1. Введение
  2. Система принципов обучения
  3. Характеристика принципов обучения
  4. Взаимосвязь принципов обучения
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Проблема принципов обучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся, а содержание чрезмерно психологизировано, логизировано и идеологизировано. Видимо, о чем писал в свое время выдающийся деятель современной отечественной педагогики М.Н. Скаткин, это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие — из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей. Это привело различных авторов к умозрительности в постулировании принципов обучения, к изолированному их рассмотрению, к отождествлению с самыми общими закономерностями, которыми учитель должен руководствоваться в ходе своей практической педагогической деятельности. Тем самым принцип обучения, по сути лишается признаков общей нормы педагогической деятельности, стирается граница между принципами обучения и частными методическими указаниями. Принципы обучения в этом случае перестают быть универсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения.[1]

Цель данной контрольной работы раскрыть систему принципов обучения, дать характеристику каждому принципу в этой системе, показать, по возможности, как они определяют практическую работу учителя с учащимися, чем обусловлено их возникновение, откуда они берутся?

  1. Система принципов обучения

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.[4]

Необходимость совершенствования системы принципов обучения объясняется прогрессом в изучении закономерностей обучения. Деятельностный подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса — задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебной деятельности и контроля, средства, формы и результаты обучения. К каждому из этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъявлены определенные основополагающие требования, которые и являются принципами обучения. При таком подходе становится ясной определенная последовательность принципов, повышается их значение для повседневного использования в деятельности учителей.[3]

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К принципам обучения он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему принципов обучения в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

1) сознательности и активности; 
2) наглядности; 
3) систематичности и последовательности; 
4) прочности; 
5) научности; 
6) доступности; 
7) связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему принципов обучения.[5]

3.Характеристика принципов обучения

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

  • подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
  • сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.;
  • собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.

1. Ясное понимание целей  и задач предстоящей работы  — необходимое условие сознательного  обучения: покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

2. Обучайте так, чтобы учащийся  понимал, что, почему и как нужно  делать, и никогда механически  не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не  осознав их.

3. То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между  усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

4. Ставьте обучаемых в  ситуации, требующие от них обнаружения  и объяснения расхождений между  наблюдаемыми фактами и имеющимся  знанием.

5. Обучение станет более  успешным, если каждое правило  сопровождается оптимальным количеством  примеров, чтобы стало достаточно  ясно, как разнообразно его применение.

6. Учите находить и различать  главное и второстепенное в  изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

7. Ничему не следует  учить, опираясь на один авторитет, но всему учить при помощи  доказательств, основанных на чувствах  и разуме.

8. Следует как можно  чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить  причинно: понимание причинно-следственных  связей — непременное условие  развивающего обучения.

9. Успех придет там, где  все, что преподается, так обосновано  доказательствами и аргументами, что не остается места ни  сомнению, ни забвению.

10. Помните, что по-настоящему  знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

11. Обучайте так, чтобы  знания приобрели силу убеждения  и руководства к действию.

12. Приучайте учащихся  думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования.

13. Творческое мышление  развивайте всесторонним анализом  проблем, познавательные задачи  решайте несколькими логически  различающимися способами, чаще  практикуйте творческие задания.

Принцип наглядности обучения

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акустического — 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13 х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.

1. Используйте в обучении  тот факт, что запоминание ряда  предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит  лучше, легче и быстрее, чем запоминание  того же ряда, представленного  в словесной форме, устной или  письменной.

2. Обучая, не забывайте, что  понятия и абстрактные положения  доходят до сознания учащихся  легче, когда они подкрепляются  конкретными фактами, примерами  и образами; для раскрытия их  необходимо использовать различные  виды наглядности.

3. Следует использовать  наглядность не только для  иллюстрации, но и в качестве  самостоятельного источника знаний  для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет  организовать успешную поисковую  и исследовательскую работу учащихся.

4. Используйте наглядность, активизируйте чувственный опыт  учащихся, опора на ранее сложившиеся  представления конкретизирует и  иллюстрирует изучаемые понятия.

5. С возрастом учащихся  предметная наглядность должна  все более уступать место символической; при этом предметом особой  заботы должна быть адекватность  понимания сущности явления и  его наглядного представления.

6. При чрезмерном увлечении  наглядностью она становится  препятствием на пути глубокого  овладения знаниями, тормозом развития  абстрактного мышления, понимания  сущности общих и всеобщих  закономерностей.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал:

  • человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий;
  • универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение;
  • система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся;
  • процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;
  • если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются;
  • если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности;
  • если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися  системы знаний. Разделяйте содержание  учебного материала на логически  завершенные части (шаги), последовательно  их реализуйте, приучайте к этому  учащихся.

Информация о работе Характеристика принципов обучения