Характеристика педагогической технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:01, реферат

Описание работы

Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием изучаемой учебной дисциплины, а также структурным и методическим наполнением, технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию и обеспечивающим результативность отношений, стиля руководства и стиля педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий, за исключением машинных, есть общение учащихся и учителя.
Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Адаптивная технология обучения…………………………………………….…4
Интегральная(объединяющая) технология обучения…………………………..9
Другие технологии обучения……………………………………………………11
Червертый уровень развития…………………………………………………….13
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

соц. пед..docx

— 32.84 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный педагогический университет

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

 

 

Реферат по дисциплине психолого-педагогическая деятельность начального образования

на тему «Характеристика педагогической технологии »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Юнусова Т.С.

 

Новосибирск

2012

 

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………………….3
  2. Адаптивная технология обучения…………………………………………….…4
  3. Интегральная(объединяющая) технология обучения…………………………..9
  4. Другие технологии обучения……………………………………………………11
  5. Червертый уровень развития…………………………………………………….13
  6. Библиографический список…………………………………………………...…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В педагогическую науку и практику входят и получают свое развитие педагогические технологии. В источниках научного и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий.

       Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, практиками-технологами позволило получить более полное представление о педагогических технологиях как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий.

     В нашем случае рассмотрим сущность иерархических уровней как основу для последующего понимания излагаемого материала.

     Первый уровень — педагогическая категория, позволяющая рассматривать педагогическую технологию и ее проблемы на методологическом уровне, то есть методологию развития понятия “педагогическая технология”.

     Второй уровень — обобщенные (теоретические) педагогические технологии воспитания, обучения, общения.

      Третий уровень — конкретные (прикладные) педагогические технологии, непосредственно применяемые в учебном процессе. В структуре этого уровня можно выделить подуровни, выражающие:

  — количество технологических этапов;

  — степень технологичности;

  — сложность технологичности;

  — гибкость и мобильность технологии и др.

     Для обобщенных педагогических технологий характерно глубокое психолого-педагогическое обоснование педагогической системы деятельности педагога и учащихся. Например, в основу системы проблемного обучения положены психология мыслительной деятельности и мотивация при постановке и разрешении учебных противоречий; в основу системы формирования познавательных интересов заложено психолого-педагогическое рассмотрение рефлекса И.П. Павлова “Что такое?” и деятельностная концепция развития человека.

     Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием изучаемой учебной дисциплины, а также структурным и методическим наполнением, технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию и обеспечивающим результативность отношений, стиля руководства и стиля педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий, за исключением машинных, есть общение учащихся и учителя.

     Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.

     Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск путей их решения повлекли за собой разработку конкретных педагогических технологий третьего уровня, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны областью применения. Мы даем краткий обзор сущности конкретных (прикладных) технологий обучения третьего уровня.

 

Адаптивная технология обучения

       Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие:

  - при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;

  - при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;

  - безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;

  - регулярная самостоятельная работа не проводится;

  - низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;

  - плохая обратная связь;

  - сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;

  - нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;

  - дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;

  - эффективность индивидуальной работы сводится на нет;

  - психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы;

  - нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье);

  - ежедневные перегрузки учителя;

  - не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные — слабые, сильные?..

     Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

     Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

  - управлению самостоятельной работой всех учащихся;

  - работе с отдельными школьниками — индивидуально;

  - осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  - максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

      В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.

      Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5-7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Схематически это изображается так:

     Учитель обучает всех учащихся

     Учитель работает индивидуально

     Учащиеся работают самостоятельно

     В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности.

      На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.

      Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.

     Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.

     На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструк-ции по проверке и учету ошибок и т.п.

      Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.

      В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).

      Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

      В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.   Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант — учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель начинает обход всех учащихся в классе (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант— начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.

     Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу. Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитаные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным. Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы. Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).

      Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам. В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.

 

Интегральная (объединяющая) технология обучения

     Интегральная технология обучения получила свое развитие в работах П. М. Эрдниева и других авторов. Технология имеет такие особенности:

  - укрупнение дидактических единиц на основе блока уроков;

   - планирование результатов обучения и основанной на них дифференциации.

      В школьной практике технология применяется для изучения больших объемов информации преимущественно в старших классах. При этом могут применяться простая и сложная структуры.

     Учебный блок представляет собой форму сообщаемого учащимся материала (информация) по изучаемой теме или целому разделу. Обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единицами (модулями): 1) организация; 2) повторение; 3) изучение нового материала; 4) закрепление; 5) контроль; 6) коррекция (уточнение, доработки, исправления). Для модулей характерны видовые модификации. Из совокупности большего или меньшего числа модулей создается блок уроков.

     В технологической конструкции блоки уроков состоят из модулей разного содержания. Есть модули, составляющие основу технологии:

  - вводного повторения;

  - изучение нового материала (в обязательном объеме);

  - выполнение упражнений, решение задач минимальной сложности, но отвечающих обязательным критериям обученности;

  - итоговый контроль с использованием разных методов его проведения. Блок можно рассматривать как логически и технологически завершенную единицу, повторяющей в миниатюре его основные параметры.

    Структура интегральной технологии представлена тремя этапами.

Информация о работе Характеристика педагогической технологии