Характеристика педагогической практики и ее суть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Основная цель педагогической практики — закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая компенсировать слабые.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Характеристика педагогической практики и ее суть…………………………4
2.Анализ учебного плана…………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….17
Литература

Файлы: 1 файл

НИРС.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Характеристика педагогической  практики и ее суть…………………………4

2.Анализ учебного плана…………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

          В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования [2].

          В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» [1, с. 3]. Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях.

          Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика педагогической  практики и ее суть

 

            Основная цель педагогической практики — закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов [1].

         Для успешного проведения всех видов практик в колледже имеется соответствующее методическое обеспечение: методические кабинеты, музыкальный кабинет, библиотека и т. д. Руководство практическим обучением ведется преподавателями колледжа, музыкальными руководителями и учителями музыки, изобразительного искусства и черчения, которые осуществляют выполнение программы с учетом повышения эффективности подготовки будущих педагогов. Ежегодно идет подбор соответствующих баз для прохождения педагогической практики. Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков и занятий, преддипломная практика. Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия.

        Летняя практика проводится в пришкольных, загородных и городских оздоровительных лагерях в разных районах и городах республик Татарстан и Башкортостан. Этот первый самостоятельный вид практики, и он требует от студентов активности, творчества, организационно-педагогических навыков работы в условиях летнего труда и отдыха.

        В целях усиления практической направленности летняя практика студентов III х курсов начинается с предварительного обучения — практикума по подготовке к летней практике, где рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности детей, ведение и оформление отчетной документации, психолого-педагогического практикума, а также инструктивные материалы по охране труда в работе с детьми и т. д. Практикум ведется в форме тренингов, деловых игр, моделирования проблемных ситуаций. Отправляясь в лагерь, студенты имеют богатый материал для работы: папки с разработками игр, сценарии, образцы дневников и инструктивной документации и т. д.

         Хорошая подготовка дает эффективные результаты по итогам практики, отражающиеся в благодарственных письмах, грамотах и отличных характеристиках на студентов. Показательно, что на протяжении многих лет наши студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в лагерной смене внутри и между другими лагерями, доказывая свое профессиональное мастерство.

         Практика пробных уроков и занятий является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения педагогической деятельностью. Проводя пробные уроки и занятия, студенты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения, развивают навыки исследовательской деятельности и методологическую культуру.

         Преддипломная практиказавершает цикл всех видов педагогической практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные знания, навыки и умения в педагогической деятельности. Студенты распределятся в школы г. Лениногорска, республик Татарстан и Башкортостан, Самарской области по месту их будущей работы. Такое обширное поле деятельности наших студентов на широком географическом пространстве позволяет убедиться в важности нашей кропотливой работы со студентами. Студенты отмечают большое значение преддипломной практики в обогащении педагогического опыта, ее влияние на становление личности студента как будущего специалиста-профессионала. Подводя итоги летней и преддипломной практики, традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса и любви к будущей профессии.

         Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед преподавателями и студентами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Анализ учебного плана

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

 В гуманитарный цикл  учебного плана входят дисциплины, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 – Дисциплины, входящие в гуманитарный цикл учебного плана и

                     их трудоемкость

Дисциплины и части  цикла

Кол-во зачетных

единиц

Кол-во часов

Б1

Гуманитарный, социальный и  экономический цикл

39

1404

 

Базовая часть

19

684

1-Б1

История

3

108

2-Б1

Иностранный язык

2

72

3-Б1

Общая психология

4

144

4-Б1

Экономическая теория

3

108

5-Б1

Философия

3

108

6-Б1

Прикладная экономика 

4

144

 

Вариативная часть (в т.ч. по выбору студента)

20

720

7-Б1

Технический перевод

2

72

8-Б1

Стилистика научной речи

3

108

9-Б1

Социология

2

72

10-Б1

История мировой автомобилизации

3

 

11-Б1

Транспортное право

3

108

 

Дисциплины по выбору

7

252

12-Б1

Основы взаимодействия в  образовательном пространстве

2

   

13-Б1

Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности

     

14-Б1

Правоведение

2

72

15-Б1

Правовое обеспечение  профессионального образования

   

16-Б3

Проектирование и организация  модульных технологий обучения

3

72

17-Б3

 Методическое  творчество 

   

 

В математический, естественно-научный  и общеотраслевой цикл учебного плана  входят дисциплины, приведенные в  таблице 2.

Таблица 2– Дисциплины, входящие в математический, естественно-научный

                     и общеотраслевой цикл учебного  плана и их трудоемкость

Дисциплины и части  цикла

Кол-во зачетных

единиц

Кол-во часов

Б2

Математический, естественно-научный  и общепрофессиональный цикл

76

2736

 

Базовая часть

31

1116

18-Б2

Математика

12

432

19-Б2

Физика

7

252

20-Б2

Химия

4

144

21-Б2

Информатика 

4

144

22-Б2

Экология

2

72

23-Б2

Возрастная физиология и  психофизиология

2

72

 

Вариативная часть (в т.ч. по выбору студента)

45

1620

24-Б2

Начертательная геометрия  и компьютерная инженерная графика

6

216

25-Б2

Материаловедение и технология конструкционных материалов

3

108

26-Б2

Теоретическая механика

5

180

27-Б2

 Сопротивление материалов

5

180

28-Б2

Детали машин и основы конструирования

5

180

29-Б2

Теория автомобиля

3

108

30-Б2

Электротехника, электроника  и электропривод

3

108

 

Дисциплины по выбору

15

540

31-Б2

Математическая статистика

3

108

34-Б2

Дискретная математика

 

 

 

35-Б2

Гидравлика, гидромашины  и гидропневмопривод

3

108

36-Б2

Механика жидкости и газа

   

37-Б2

Основы теории надежности и технической диагностики

4

108

38-Б2

Надежность и техническая  диагностика автомобилей

   

39-Б2

Транспортная энергетика

5

180

40-Б2

Термодинамика и рабочие  процессы двигателей внутреннего сгорания

 

 

 

Информация о работе Характеристика педагогической практики и ее суть