Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Цель: представить характеристику детей с интеллектуальными отклонениями
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «интеллектуальные отклонения».
2. Описать причины возникновения интеллектуальных отклонений у детей.
3. Представить классификацию детей с интеллектуальными отклонениями.

Файлы: 1 файл

Педагогика 1.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в России связаны с проблемами подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с отклонениями в психофизическом развитии, а именно дети с нарушениями интеллекта.

Интеллектуальные отклонения – это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Проблема интеграции детей с умственной отсталостью в социум является актуальной на современном этапе развития общества.

Дети с нарушением интеллекта появляются в случае поражения всей нервной системы, у них изменена психика, и познание окружающего мира становится проблематичным. У детей с умственной отсталостью отмечается не только задержка развития интеллекта, но и также физическое развитие. Отечественная дефектология располагает данными характеризующими своеобразие всех компонентов познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, особенности эмоционально-волевой сферы, видов деятельности и развитие личности в целом.

Причиной умственной отсталости всегда является поражение коры мозга ребенка, это может возникнуть как до родов, так и после.

Интеграция лиц с нарушениями развития в общество признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации. Анализ истории развития и современного состояния теории и практики воспитания и обучения позволяют выделить значимые достижения в организации помощи детям с интеллектуальными отклонениями в России.

Для данной категории детей на сегодняшний день функционируют специализированные дошкольные, школьные образовательные учреждения в которых реализуются программы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с учетом степени тяжести нарушений.

Цель: представить характеристику детей с интеллектуальными отклонениями

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия  «интеллектуальные отклонения».

2. Описать причины возникновения  интеллектуальных отклонений у детей.

3. Представить классификацию детей  с интеллектуальными отклонениями.

4. Изучить содержание коррекционно-педагогической  работы с детьми, имеющими интеллектуальные  отклонения.

5. Выявить особенности организации  диагностики детей с интеллектуальными отклонениями в развитии.

6. Составить серию коррекционно-развивающих  игр для детей, имеющих интеллектуальные  отклонения в развитии.

 

1. Понятие и сущность данного вида отклонения

Термин «умственная отсталость» был введен в 1915г. немецким психиатром Э. Крепелином. В современной практике термин «умственная отсталость» применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «интеллектуальная недостаточность».

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей [12].

При интеллектуальных отклонениях ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).

Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).

Педагогическим критерием для диагностики детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость.

 

2. Причины возникновения  интеллектуальных нарушений у детей

Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную (обусловленную как правило генетическими факторами) и экзогенную (обусловленную внешними факторами – инфекции, отравления, травмы и пр.), возникшие на различных этапах развития ребенка [12].

I. К ним относятся наследственные  заболевания (микроцефалия - значительное  уменьшение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела и выраженная недостаточность умственного развития: окружность черепа не более 48 см, вес мозга менее 950-1000 г у взрослого; у детей – 30-40 см при весе мозга от 250 до 900 г; фенилкенотурия –особая форма слабоумия, в основе которой лежит наследственно обусловленное нарушение белкового обмена; наследственные болезни соединительной ткани; наследственные дегенеративные заболевания ЦНС и др.); нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна; олигофрения с ломкой Х-хромосомы; олигофрения при синдроме Клайнфельтера (встречается только у мужчин. Кариотип таких больных представлен 47 хромосомами за счет дополнительной Х-хромосомы – 47ХХХУ); олигофрения при синдроме Шерешевского-Тернера встречается только у женщин и характеризуется отсутствием одной половой хромосомы во всех клетках или в части клеток организма).

II. Различного рода патогенные  факторы, которые воздействуют на  плод в период внутриутробного  развития:

- внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия, вирусные – краснуха, эпидемический паратит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др.;

- хронические заболевания матери: сердечно-сосудистой системы, почек и т.п.);

- применение лекарственных препаратов;

- курение, алкоголизм, наркомания родителей;

- неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве, неблагоприятные условия окружающей среды;

- иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных.

III. В период родов патогенными  факторами являются родовые травмы  мозга, а также нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный  энцефалит), реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации.

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.

 

 

 

 

3. Классификация детей  с интеллектуальными отклонениями

Исследования в области нарушений интеллекта проводились многими учеными, предложившими различные классификации форм нарушений.

Так, в 1959 г. Г.Е. Сухарева предложила рассматривать три основных типа нарушений интеллекта: задержанное, поврежденное и искаженное развитие.

Немногим ранее Л. Каннер рассматривал недоразвитие и искаженное развитие.

В работах Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева предложено два основных типа дизонтогенеза: ретардация (замедленное психофизиологическое развитие) и асинхрония (неравномерное психическое развитие, сочетающее признаки ретардации и акселерации) [13].

В настоящее время существует следующая классификация дизонтогенеза: недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие [14].

Рассмотрим некоторые типы нарушений.

1. Недоразвитие возникает, как правило, в первые годы жизни, когда  еще не полностью сформированы  мозговые системы, при этом повреждение  мозговых систем происходит в  результате травм плода в период  внутриутробного развития, при родовых травмах. В качестве примера данной формы нарушения интеллектуального развития можно рассмотреть олигофрению. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях. При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти и пр.

2. Задержанное развитие наблюдается  при замедленном формировании  интеллектуальной и познавательной  деятельности и степени развития, характерной для младшей возрастной группы. Факторы, способствующие его возникновению: генетическая предрасположенность, наличие хронических соматических заболеваний, неблагоприятная среда воспитания, различные инфекции, травмы мозга, полученные в период внутриутробного развития. Задержка эмоционального развития проявляется в разных формах инфантилизма, нарушения формирования познавательной сферы вызваны высокой утомляемостью, социально-педагогической запущенностью.

3. Для поврежденного развития  характерны те же причины, что  и при задержанном психическом развитии. Негативное влияние на мозг проявляется в более позднем возрасте, чем при общем недоразвитии, в период, когда уже происходит развитие мозга. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении в раннем возрасте наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. К последствиям поврежденного развития относятся нарушения эмоциональной деятельности, негативное влияние на формирование личности в целом и т.п.

При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза (например, при шизофрении возможно появление задержанного, искаженного, поврежденного развития и недоразвития). Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.

В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта.

Умственная отсталость подразделяется на формы: легкую (IQ в пределах 50-69), умеренную (IQ в пределах 35-49), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).

Для психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике часто используют классификацию М.С. Певзнер, которая выделяет 5 форм умственной отсталости [1]:

- Неосложненная форма умственной отсталости;

- Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики;

- Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов;

- Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности;

- Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобными формами поведения.

 

 

4. Содержание коррекционно-педагогической  работы с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения

Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (комбинированного) вида.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития [3].

Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения, так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Системный подход требует изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами – семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с выявленными отклонениями, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта;

Информация о работе Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями