Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 20:06, контрольная работа
Цель: представить характеристику детей с интеллектуальными отклонениями
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «интеллектуальные отклонения».
2. Описать причины возникновения интеллектуальных отклонений у детей.
3. Представить классификацию детей с интеллектуальными отклонениями.
Содержание
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в России связаны с проблемами подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с отклонениями в психофизическом развитии, а именно дети с нарушениями интеллекта.
Интеллектуальные отклонения – это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Проблема интеграции детей с умственной отсталостью в социум является актуальной на современном этапе развития общества.
Дети с нарушением интеллекта появляются в случае поражения всей нервной системы, у них изменена психика, и познание окружающего мира становится проблематичным. У детей с умственной отсталостью отмечается не только задержка развития интеллекта, но и также физическое развитие. Отечественная дефектология располагает данными характеризующими своеобразие всех компонентов познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, особенности эмоционально-волевой сферы, видов деятельности и развитие личности в целом.
Причиной умственной отсталости всегда является поражение коры мозга ребенка, это может возникнуть как до родов, так и после.
Интеграция лиц с нарушениями развития в общество признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации. Анализ истории развития и современного состояния теории и практики воспитания и обучения позволяют выделить значимые достижения в организации помощи детям с интеллектуальными отклонениями в России.
Для данной категории детей на сегодняшний день функционируют специализированные дошкольные, школьные образовательные учреждения в которых реализуются программы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с учетом степени тяжести нарушений.
Цель: представить характеристику детей с интеллектуальными отклонениями
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «интеллектуальные отклонения».
2. Описать причины возникновения интеллектуальных отклонений у детей.
3. Представить классификацию
4. Изучить содержание
5. Выявить особенности
6. Составить серию коррекционно-
1. Понятие и сущность данного вида отклонения
Термин «умственная отсталость» был введен в 1915г. немецким психиатром Э. Крепелином. В современной практике термин «умственная отсталость» применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «интеллектуальная недостаточность».
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей [12].
При интеллектуальных отклонениях ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).
Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).
Педагогическим критерием для диагностики детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость.
Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную (обусловленную как правило генетическими факторами) и экзогенную (обусловленную внешними факторами – инфекции, отравления, травмы и пр.), возникшие на различных этапах развития ребенка [12].
I. К ним относятся
II. Различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития:
- внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия, вирусные – краснуха, эпидемический паратит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др.;
- хронические заболевания матери: сердечно-сосудистой системы, почек и т.п.);
- применение лекарственных препаратов;
- курение, алкоголизм, наркомания родителей;
- неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве, неблагоприятные условия окружающей среды;
- иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных.
III. В период родов патогенными
факторами являются родовые
Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.
Исследования в области нарушений интеллекта проводились многими учеными, предложившими различные классификации форм нарушений.
Так, в 1959 г. Г.Е. Сухарева предложила рассматривать три основных типа нарушений интеллекта: задержанное, поврежденное и искаженное развитие.
Немногим ранее Л. Каннер рассматривал недоразвитие и искаженное развитие.
В работах Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева предложено два основных типа дизонтогенеза: ретардация (замедленное психофизиологическое развитие) и асинхрония (неравномерное психическое развитие, сочетающее признаки ретардации и акселерации) [13].
В настоящее время существует следующая классификация дизонтогенеза: недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие [14].
Рассмотрим некоторые типы нарушений.
1. Недоразвитие возникает, как правило,
в первые годы жизни, когда
еще не полностью сформированы
мозговые системы, при этом повреждение
мозговых систем происходит в
результате травм плода в
2. Задержанное развитие
3. Для поврежденного развития характерны те же причины, что и при задержанном психическом развитии. Негативное влияние на мозг проявляется в более позднем возрасте, чем при общем недоразвитии, в период, когда уже происходит развитие мозга. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении в раннем возрасте наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. К последствиям поврежденного развития относятся нарушения эмоциональной деятельности, негативное влияние на формирование личности в целом и т.п.
При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза (например, при шизофрении возможно появление задержанного, искаженного, поврежденного развития и недоразвития). Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.
В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта.
Умственная отсталость подразделяется на формы: легкую (IQ в пределах 50-69), умеренную (IQ в пределах 35-49), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).
Для психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике часто используют классификацию М.С. Певзнер, которая выделяет 5 форм умственной отсталости [1]:
- Неосложненная форма умственной отсталости;
- Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики;
- Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов;
- Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности;
- Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобными формами поведения.
Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (комбинированного) вида.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития [3].
Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения, так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Системный подход требует изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами – семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных
данных, полученных в процессе психолого-медико-
Современная систематическая психолого-медико-
– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта;
Информация о работе Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями