Функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Семья и её функции
1.1 Семья как объект социологии
1.2 Функции семьи и их взаимосвязь
Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия
2.1 Исторические изменения в функциях семьи
2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Функции семьи.docx

— 28.66 Кб (Скачать файл)

 

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими  собой синкретические нормы и  образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование  семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и  государственные органы.

 

Функции семьи в ходе истории  изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда  семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко  от общественных, ибо слабо вооруженный

 

технически и слабо  защищенный человек не мог жить и  трудиться лишь в рамках семьи. Позже  семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает  человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В  конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

 

Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.

 

Изменения происходят и в  отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения  разных поколений, степеней родства, родителей  и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто  кого «главнее» и в семье.

 

Изменяется сам тип  зависимости в семье людей  друг от друга. Социологи говорят  о том, что мужские и женские  роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социологи  отмечают следующую тенденцию развития отношений в семье: от «иерархической»  логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения  семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Они утверждают, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.

 

 

2.1 Последствия исторических  изменений в функциях семьи

 

 

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна  ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.

 

И.Ф. Дементьева4 говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности.

 

Подростки порой выполняют  непрестижную, неквалифицированную  работу, но выгодную в денежном отношении  и их заработок может приближаться к заработку родителей или  даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У  детей происходит смещение в системе  жизненных ценностей. Подобная тенденция  не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

 

Помимо падения рождаемости  отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются  отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных  связей, ухудшение материального  положения, дисгармония воспроизводства  населения.

 

Влияние распада семьи  на детей дошкольного возраста изучалось  в частности Т.П. Гавриловой. Она  выявила, что при нарушении контактов  с родителями у детей возникают  наиболее острые переживания, поскольку  для ребенка распад семьи - это  ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к  отцу и матери. Развод ставит перед  ребенком непосильные для его  возраста задачи: ориентацию в новой  ролевой структуре без ее прежней  определенности, принятие новых отношений  с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи  плачем, агрессивностью, нарушениями  памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными  исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом  связано сосуществованием постоянно  действующего общения ребенка с  обоими родителями.

 

Вывод: С течением времени  происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными  условиями. Качественно изменилась функция первичного социального  контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над  нижестоящими членами семьи, а в  той мотивации к труду и  достижениям, которую порождает  семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в  сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться  как наказание за недостойное  поведение в семье. Семейные отношения  имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический  климат семьи положительно сказывается  на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым  источникам, у членов таких семей  в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких. В то же время  в семье, где кто-то из ее членов подвержен  наркомании и алкоголизму, создаются  тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье  тяжело ранит их психику и часто  вызывает различные расстройства.

 

 

Заключение

 

 

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить  ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее  общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья –  начало начал. Понятие счастья почти  каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

 

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и  в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно - потребительская, воспитательная и восстановительная.

 

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как  и жизнь семьи. Общество состоит  из людей, которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей. В этой связи очень важны  роли отца и матери в семье, а в  частности воспитательная функция  семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким  будет общество, в котором будут  жить наши дети.

 

 

Список литературы

 

 

Захаров А.И. Психологические  особенности диагностики оптимизации  взаимоотношений в конфликтной  семье. // Вопросы психологии: Сб. —  Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

 

Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая  структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций —  М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

 

Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности и  государства. — СПб: Азбука, 2009. — 256 с.

 

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска  Изд-тво: Академия, 2008 г.

 

Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188

 

1 Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая  структура семейных отношений  // Психология семейных отношений.  Курс лекций — М.: Апрель-Пресс,  Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

 

2 Захаров А.И. Психологические  особенности диагностики оптимизации  взаимоотношений в конфликтной  семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

 

3 Захаров А.И. Психологические  особенности диагностики оптимизации  взаимоотношений в конфликтной  семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

 

4 Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая  поддержка детей группы риска  Изд-тво: Академия, 2008 г.

 

16


Информация о работе Функции семьи