Функции детского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстроменяющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Определение и основные характеристики детского досуга......................5
2. Сущность детского досуга………………………………………………...6
3. Принципы организации детского досуга…………………………………8
4. Функции детского досуга………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Алтайская государственная  академия культуры и искусств"

Факультет художественного  творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции детского досуга

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

Студентка факультета

художественного творчества

 ЛТ – 117з Р.В.  Исаева

 

проверила:

Т.Н. Головко

к.п.н. доцент

 

 

 

Барнаул 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Определение и основные характеристики детского досуга......................5
  2. Сущность детского досуга………………………………………………...6
  3. Принципы организации детского досуга…………………………………8
  4. Функции детского досуга………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы  развития человека в быстроменяющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как специалиста социально-культурной деятельности и общества значимой.

Стержневой проблемой  общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды.

В связи с этим на первый план в шкале жизненных ценностей  в экономически развитых странах население  выдвигает  интересное  проведение  досуга.  И  проведение  досуга  для  детей  и  юношей  уделяется  значимое  внимание.

Сфера досуга предоставляет  наибольшую возможность для того, чтобы человек разобрался в себе, нашел потерянный потенциал влияния на людей и усвоил методику использования своих ресурсов. Достаточно легко установить связь между общением в сфере досуга и социализацией, инкультурацией личности, поскольку общение является необходимым компонентом этих процессов. Свободное, безоценочное досуговое общение предоставляет наилучшую возможность для самораскрытия, нахождения понимания, поддержки и советов со стороны более компетентных партнеров, а значит и для накопления необходимого социокультурного опыта. В процессе досугового взаимодействия происходит овладение культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые приняты в той социокультурной группе, к которой  принадлежит человек.

Однако неоднозначная, противоречивая социокультурная ситуация приводит к значительному усложнению данных процессов. Как справедливо отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников: «Для современной социокультурной ситуации общества по-прежнему характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом, глубокое отставание всей социально-культурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов со многими цивилизованными странами, от своих, о «исторических корней». Возможности для реализации эффективной социально-культурной политики сужаются, в то время как объективная потребность в этом резко возрастает».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение и основные  характеристики детского досуга

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной  и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

 Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.

Досуг способен объединить и отдых  и труд. Большая часть досуга в  современном обществе   занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы:

  • Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо 
  • Досуг как деятельность – обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
  • Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
  • Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

 

2. Сущность детского досуга

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг ,обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

   Можно вывести  следующие основные характеристики  досуга детей, подростков и юношества:

  • досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
  • досуг  основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
  • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
  • досуг формирует и развивает личность;
  • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
  • досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
  • досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
  • досуг стимулирует творческую инициативу детей;
  • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
  • досуг способствует формированию ценностных  ориентаций;
  • досуг детерминирован внутренне и внешне;
  • досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
  • досуг способствует объективной самооценке детей;
  • досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
  • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
  • досуг способствует самовоспитанию личности;
  • досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
  • досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;
  • природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» – досуг (как часть внеучебного времени);
  • детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
  • детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно  констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

3. Принципы организации детского досуга

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях  ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

  1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
  2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
  3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
  4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
  5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений.  Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
  6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Информация о работе Функции детского досуга