Формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: формы профессионального обучения.

Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.

Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты изучения форм профессионального обучения.........5
1.1. Основные формы профессионального обучения......................................5
1.2. Виды современных организационных форм
профессионального обучения.......................................................................... 6
1.3. Формы получения образования................................................................19
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального обучения.................................................22
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»........... 23
Заключение............................................................................................................32
Список используемой литературы......................................................................33

Файлы: 1 файл

Формы профессионального обучения.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще  не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может  усиливаться действиями различных  структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

2. Классификация глобальных проблем.

- Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)

- Почему проблемы названы  глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globusterra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

- Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)

Понятию «глобальные проблемы»  присущи следующие характеристики:

– порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

– угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

– решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе - объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая -углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.

- Назовите известные вам  глобальные проблемы.

Все глобальные проблемы можно  условно разделить на четыре основные группы:

– социально-политические;

– социально-экономические;

– социально-экологические;

– проблемы человека.

2. Характеристика основных  глобальных проблем и пути  их решения.

(Предварительно студентам можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)

Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.

Возможные пути решения:

– предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;

– исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;

– борьба с международным терроризмом;

– принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;

– установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;

– прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;

Социально-экономические  проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.

Возможные пути решения:

– проведение аграрных и рыночных реформ;

– индустриализация экономики;

– обеспечение накопления капитала;

– эффективное управление.

Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.

Возможные пути решения:

– ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;

– стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.

Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.

Возможные пути решения:

– расширение добычи морепродуктов;

– помощь мирового сообщества;

– обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.

Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.

Возможные пути решения:

– изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;

– снижение энерго- и материалоемкости производства;

– развитие нетрадиционной энергетики;

– стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.

Социально-экологические  проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв ит. д.

Возможные пути решения:

– разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;

– эффективное природоохранное законодательство;

– решение проблемы утилизации отходов;

– формирование экологического мировоззрения в обществе.

Глобальные проблемы человека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.

Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.

III. Закрепление изученного  материала

- Назовите основные признаки  глобальной проблемы.

- По международным опросам,  обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?

- Опросы показывают, что  американцы и финны, россияне  и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено, прежде всего, именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?

- Выступая на научной  конференции, ученый заявил: «Пора  осознать, что человечество идет  к своему концу. У нас нет  сил и возможностей спасти  самих себя. Мы обречены». Согласны  ли вы с этим мнением? Свой  ответ аргументируйте.

(Преподаватель подводит итог урока.)

Домашнее задание:

1. Выучите записи в  тетради.

2. Индивидуальные задания.  Подберите материалы СМИ по  следующим вопросам:

– энергетическая проблема и пути ее решения;

– проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;

– проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;

– основные пути решения природоохранных проблем;

– урбанизация как всемирный процесс;

– проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Форма организации обучения обозначает одну из основных дидактических категорий. Различают формы организации обучения, формы обучения, формы учебной работы, формы теоретического и производственного обучения, формы образования и самообразования, формы повышения квалификации и др.Выделяются следующие основные признаки формы организации обучения: пространственно-временная определенность (режим занятия, место проведения занятия, состав обучающихся); последовательность этапов работы или структура занятия; степень самостоятельности обучающихся; дидактическая цель занятия.

Формы организации обучения способствуют реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса. Наряду с этим, они выполняют и специфические функции: интегративную, коммуникативную и управленческую.

Существуют различные  классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число обучающихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, место учебы, продолжительность занятий. Так, по количеству охваченных обучающихся выделяют индивидуальные (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация и др.), групповые (экскурсия, лабораторная работа, практикум и др.) и массовые (предметные олимпиады, конференции и др.) формы организации обучения; по основной цели организации занятий выделяют формы теоретического обучения (лекция, семинар и др.), формы практического обучения (лабораторная работа, практикум и др.), формы смешанного обучения (урок, экскурсия и др.), формы трудового обучения (занятия в УПК, УПЦ и др.).

Список используемой литературы

 

  1. Битуев, В.П. Педагогика / В.П. Битуев. – М.: Наука, 2007.
  2. Братченко, С.Л. Инновационные идеи в современном образовании /  С.Л.  Братченко – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.
  3. Гузеев, В.В. Характеристика форм обучения в профессиональном образовании  / В.В. Гузеев // Школьные технологии.– 2007.–№1.– с.18-27.
  4. Елканов, С.Б. Основы профессиональной педагогики / С.Б. Елканов.– М.:Издательско–торговая корпорация «Дашков и К0», 2009.                                         
  5. Коротаев, А.А. Основы профессионального обучения / А.А. Коротаев.– Пермь, 2007.
  6. Каменская, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. /Е.Н. Каменская. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.
  7. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. /В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  8. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. /И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2009.
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009.
  10. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин–тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.:Издательский центр «Академия», 2007.
  11. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов / Под ред. С.П. Баранова, – 2–е изд., доп.–М.: Просвещение, 2006.
  12. Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2   кн. / И.П. Подласый.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  13. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый.– М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  14. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2000.
  15. Смирнова, Л.Ю. Понятие о формах организации обучения и их классификации /Л.Ю. Смирнова //Народное образование.–2010.–№1.–С.67–72.
  16. Смолкин, А.М. Активные методы обучения / А.М. Смолкин.–  М.: Издательский центр «Академия»,  2009.
  17. Харламов, И.Ф. Педагогика. Курс лекций / И.Ф. Харламов. – Минск, 2008.
  18. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  19. Шувалова, В. Проблемы научной организации профессионального обучения / В. Шувалова // Народное образование.– 2008.–№5.– с.34–38.
  20. Шмелева, Н.Б. Профессиональное развитие личности в системе подготовки кадров. /Н.Б. Шмелева. – СПб.: Лидер, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы профессионального обучения