Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......3
1. Здоровье сберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…...5
2. Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ........7
3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……….11
Заключение……………………………………………………………..…..21
Список литературы……………………………………………………..….22

Файлы: 1 файл

СДАНА-контрольная- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

·       Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного  массажа учат детей сознательно  заботиться о своём здоровье, прививают  им уверенность в том, что они  сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой  простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение  рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев  рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а  оттуда уже поступает команда  включиться в работу различным органам  и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Во многих детских садах функционируют фито бары, где воспитанники получают  кислородный коктейль. Кислородный коктейль – это сок, фито раствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль - это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Это естественный природный способ избавиться от головной боли, увеличивает выносливость, является немедикаментозным способом снижения веса, успокаивает и стабилизирует нервную систему, служит гарантией хорошего настроения.

Его применяют для устранения гипоксии, повышения работоспособности, устранения хронической усталости, нормализации сна, повышения иммунитета.

Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям в нашем саду детям рекомендовано орошение зева отварами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, подорожника, мать-и-мачехи, дубовой коры. Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. Постоянно дети полощут рот отварами трав шалфея, эвкалипта, календулы. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев:

- успокаивающего чая (мята, пустырник);

- противовоспалительного  чая (зверобой, ромашка, подорожник);

- витаминного чая (смородина,  крапива, шиповник);

- чая регулирующего обмен  веществ (шиповник, земляника).

Доказано, что различные  ароматы определённым образом влияют на развитие ребёнка,  на его здоровье и настроение (Б.В. Шеврыгин). Различать  запахи способен даже грудной малыш. Разные запахи влияют на детей по-разному: приятные ароматы способны действовать  как хорошие лекарств, могут вызывать аппетит, нормализуют деятельности нервной системы, улучшают зрение в  сумерках и цветоощущение; и, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и  раздражать ребёнка.

В дошкольных учреждениях можно использовать и ароматерапию. Практическое применение ароматерапии и аромапрофилактики преследует следующие цели:

- предупреждение и снижение  заболеваемости острыми респираторными  и вирусными инфекциями;

- коррекция психофизиологического  состояния, повышение умственной  и физической работоспособности,  улучшение координации движений  и функций анализаторов, расширение  объёма кратковременной памяти, повышение устойчивости к стрессу,  улучшение сна;

- профилактика вегето-сосудистой  дистонии, функциональных нарушений  деятельности сердечно-сосудистой системы;

-  стимуляция общей  иммунологической реактивности  организма с целью повышения  резистентности к инфекционным  заболеваниям, расширения адаптационных  возможностей;

- расширение комплекса  реабилитационных мероприятий у  больных с хроническими и неспецифическими  заболеваниями лёгких.

Использование ароматерапии в детском саду происходит согласно «Индивидуального маршрута ребёнка» во избежание различных аллергических заболеваний, учитывая принцип «Не уверен – не назначай».

Оздоровительная работа в  нашем саду усиленно проводится  и  в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального  состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который  предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую  возрасту продолжительность сна  и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы в детском  саду наш коллектив придерживается следующих принципов:

·     комплексное  использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

·     непрерывное  проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

·     преимущественное использование немедикаментозных  средств оздоровления;

·     использование  простых и доступных технологий;

·     формирование положительной мотивации у детей  к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

·     интеграция программы  профилактики закаливания в семью;

·     повышение  эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных  мероприятий за счет соблюдения в  ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния  учреждения, организации питания, воздушно-теплового  режима и использования различных  форм оздоровительной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического  процесса ДОУ выступает создание здоровье сберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровье сберегающей среды заложены следующие задачи:

–     формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных  для конкретного дошкольного  учреждения средств физического  воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

–     использование  в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного  потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях  русской культуры;

–     конструктивное партнерство семьи, педагогического  коллектива и самих детей в  укреплении их здоровья, развитии творческого  потенциала;

–      обеспечение  активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих  решить данные задачи,  может   выступать:

–  непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового  образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам  оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

–  реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

–  специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные  праздники, тематические праздники  здоровья, выход на природу, экскурсии).

Подготовка к здоровому  образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список литературы

1.     Маханева  М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников  детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

2.     Пензулаева  Л.И. Оздоровительная гимнастика  для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

3.      Утробина  К.К. Занимательная физкультура  в детском саду для детей  5-7 лет. – М.,2006.

4.      Оздоровительный  комплекс в детском саду: бассейн  - фитобар - сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б. Егорова. – М., 2004.

5.      Рунова  М.А. Двигательная активность  ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

6.      Каралашвили  Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические  упражнения для детей 6-10 лет.  – М.,2002.

7.     Ахутина Т.В.  Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

 


Информация о работе Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении