Формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

Файлы: 1 файл

Формы обучения.doc

— 65.98 Кб (Скачать файл)

      Последняя форма является  коллективной. Учебная работа имеет специфику:  это работа с людьми. Нет учителя  без учеников и каждый ученик  у кого-то учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно  если каким-то образом обучаемые  объединяются, всегда имеют место  какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес  к обучению, формируется самостоятельность,  инициативность учеников – устроняются  основные недостатки традиционных  форм организации процесса обучения.

    Современное образование выдвигает перед  преподавателем новые требования: изменяются его функции и роль в процессе обучения. Поэтому инновационные формы обучения призваны преобразовать само содержание деятельности педагога. Постепенно происходит процесс ориентации обучаемых на использование новых технологий. Поэтому первоочередным заданием становится применение новых методов в обучении, новых подходов к организации и проведению занятий и самостоятельной работы [6,с.71].

    Реалии  сегодняшнего дня показывают, что современные формы обучения в первую очередь должны быть направлены на выработку в учащихся необходимых знаний и умений в процессе осмысленной, содержательной и интересной для них деятельности с использованием материальных и информационных объектов.

    Инновационные формы обучения могут быть представлены следующими типами нестандартных уроков:

    - учебное занятие в форме игры  и соревнования (деловые, ролевые,  КВН, викторина, дуэль, турнир, конкурс, эстафета и др.);

    - урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий,  урок-анализ первоисточников;

    - уроки с нетрадиционной формой  изучения материала (урок откровения, урок мудрости и т.п.);

    - уроки, носящие характер публичных  форм общения (дискуссия, телепередача, диалог, пресс-конференция и др.);

    - урок, имитирующий деятельность  учреждений (редакционный совет,  суд, ученый совет);

    - урок-творческая фантазия (сюрприз,  сказка, урок будущего).

    Педагог в своей роботе должен творчески  объединять как традиции, так и  новаторство.

    Таким образом, нестандартные уроки как современные формы обучения являются одним из важных средств, формирующим в воспитанников высокий интерес к обучению. Они также способствуют снятию напряжения, помогают в выработке навыков учебной деятельности, на эмоциональном уровне воздействуют на детей. Благодаря этому в учащихся формируются знания, более прочные и глубокие [6,с.72]. 
 
 

    Заключение

    На  протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали  формы обучения (И.М. Чередов, В.К. Дьяченко,  В.А. Сластёнин и т.д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм  процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски  новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. 

    Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации  процесса обучения в современной  школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих  и поведенческих  качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и  к достижению которых  должны быть направлены усилия обучающих  и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в  новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного  потенциала человека, воспитание его  способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит  не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально  или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с  опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал  человека, с помощью репродуктивных или активных форм [1,с.56].

    Итак, форма обучения представляет собой  целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему  познавательного и воспитательного  общения, взаимодействия, отношений  учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающее - воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающее - воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм [1,с.57]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиография 

  1. Гребенюк О.С. Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
  2. Есипова Б.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997
  3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1996
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М, 1990
  5. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М., 1987
  6. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга для учителя - М.: Просвещение, 2006

Информация о работе Формы обучения