Формы и методы экологического воспитания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Актуальность формирование экологического сознания нашла отражение в "Концепции воспитания детей и трудящейся молодежи в Республике Беларусь”. В соответствии с Концепцией в Яновичской школе была разработана "Программа экологического воспитания учащихся”.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 17.40 Кб (Скачать файл)

ГАОУ  СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Формы и методы экологического воспитания учащихся» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Салават 2013

Формы и методы экологического воспитания учащихся

 

 

 Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее  время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим  воспитанием личности. Актуальность формирование экологического сознания нашла отражение в "Концепции  воспитания детей и трудящейся молодежи в Республике Беларусь”. В соответствии с Концепцией в Яновичской школе была разработана "Программа экологического воспитания учащихся”. Эта программа является конкретным воплощением концепции применительно к педагогической практике в школе. Кроме содержания в Программе рассмотрены основные понятия, ценности, актуальные типовые потребности, приоритетные виды деятельности, воспитательные ситуации, оптимальные методы, приемы, формы, средства, продуктивные технологии, специфические особенности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения  к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это  предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и  охране природы своей местности. Правильно используя различные  методы воспитания, учителя формируют  экологически грамотную и нравственно  воспитанную личность.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в  единстве следующих задач:

1. образовательных - формирование  системы знаний об экологических  проблемах современности и пути  их разрешения;

2. воспитательных - формирование  мотивов, потребностей и привычек  экологически целесообразного поведения  и деятельности, здорового образа  жизни;

3. развивающих - развитие  системы интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке состояния  и улучшению окружающей среды  своей местности; развитие стремление  к активной деятельности по  охране окружающей среды: интеллектуального  (способности к анализу экологических  ситуаций), эмоционального (отношение  к природе как к универсальной  ценности), нравственного (воли и  настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися  в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная  работа с различными источниками  информации позволяет накопить фактический  материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет  внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Формирование экологических  понятий у младших школьников в курсе "Человек и мир” происходит на основе расширения экологических  представлений, их конкретизации, иллюстрирования  значительным числом ярких, доступных  примеров. С самых первых уроков "Человек и мир” человек, природа  и общество рассматриваются в  их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом  раннем этапе школьного обучения формировать у детей целостного нравственно-экологического представления  об окружающем мире, о месте в  нём человека.На уроках биологии и географии дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса «Человек и мир», биологии и географии у школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют  и корректируют сложившиеся у  школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие  самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление  противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения  с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Как средство психологической  подготовки школьников к реальным экологическим  ситуациям учителя часто используют ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра как творческая деятельность формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся, повышает интерес к изучаемой теме. Эффективность урока повышается при использовании мультимедийных презентаций, которые сопровождают, иллюстрируют объяснение учителя или сообщение учащихся. При использовании метода проектов  учащимся предоставляется возможность самим решать географические задачи  экономического и экологического содержания Использование групповых форм работы позволяет развивать коммуникативные способности учащихся,  умение работать в команде.

Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которые  придают экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники  и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и  др.). Содержание натуралистических  праздников направлено на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской  ответственности за судьбу родной природы. "Охрана природы - долг каждого” - вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.

Заслуженной популярностью  у ребят пользуются конкурсы и  турниры. Игровые конкурсы носят  обычно комплексный характер, представляя  собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Удачным сочетанием игровой и  познавательной деятельности школьников являются экскурсии, туристические  слёты и походы. Посещая экологический  кружок младшие школьники учатся ухаживать за комнатными растениями, изучают возможности ландшафтного дизайна. Традиционны акции «Школьный цветник» (апрель-октябрь),  «Поможем пернатому другу» (ноябрь-февраль), «Чистота вокруг моего дома» (на протяжении года), «Посади дерево» (март-апрель), «Вторая жизнь» (на протяжении года).

Нравственно-экологическое  воспитание школьников является приоритетным направлением в работе Яновичской школы и осуществляющееся с учетом возраста учащихся, носит целенаправленный систематический характер. Конечная цель – формирование нравственно-экологической культуры школьников, сочетающей в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями. 


Информация о работе Формы и методы экологического воспитания учащихся