Формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить условия формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2) Изучить общение и его особенности в старшем дошкольном возрасте.
3) Рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, который охватывает промежутки  времени от 0 до 7 лет. В это время  стремительно pасшиpяются границы  взаимодействия ребенка: pамки семьи  раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

В процессе ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.

Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский, педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

В связи с этим мы рассматриваем влияние игры на развитие коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Объект исследования: общение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие коммуникативной культуры и навыков старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Цель исследования: выявить условия формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме.

2) Изучить общение и его особенности в старшем дошкольном возрасте.

3) Рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры.

4) Изучить особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5) Разработать и провести программу тренинговой работы, игровых занятий, индивидуальной работы по формированию навыков общения у старших дошкольников.

Гипотеза: использование различных сюжетно – ролевых игр способствует развитию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие «коммуникативная культура»

Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.

Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Б. Добровича, А.В. Запорожца, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьминой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и др. Ученые-психологи и педагоги признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением. Исследователи С.Н. Батракова, Н.А. Березовин, Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.А. Реан, В.А. Сластенин рассматривают общение как процесс взаимодействия в системе «учитель-ученик», где основное внимание уделяется проблеме.

По мнению вышеперечисленных ученых, в основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность - также одно из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Мы согласны с мнением Г.М. Андреевой и А.А. Бодалева, что человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:

а) эмпатией - умением видеть мир глазами других, понимать его также, как они;

б) доброжелательностью - уважением, симпатией, умением понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других;

в) аутентичностью - способностью быть самим собой в контактах с другими людьми;

г) конкретностью - умением говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовностью отвечать однозначно на вопросы;

д) инициативностью - способностью «идти вперед», устанавливать контакты, готовностью браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

е) непосредственностью - умением говорить и действовать напрямую;

ж) открытостью - готовностью открывать другим свой внутренний мир и твердой убежденностью в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренностью;

з) восприимчивостью - умением выражать свои чувства и готовностью принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

и) любознательностью - исследовательским отношением к собственной жизни и поведению, готовностью принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Не менее важными, по нашему мнению, составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.

Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместитмость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в  контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать  общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать  при общении с окружающими («Я знаю!»).

Выделим несколько основных сторон общения:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Более детально рассмотрим виды общения.

Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и другие) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут, или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Формально - ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, пускание пыли в глаза, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Тактика общения - реализация в конкретной коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения; совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Основываясь на трудах Талызиной Н.Ф., выделим некоторые позиции в общении:

доброжелательная позиция принятия собеседника;

нейтральная позиция;

враждебная позиция непринятия собеседника;

доминирование, или общение сверху;

общение на равных;

подчинение, или позиция снизу.

Общение осуществляется по следующим основным каналам:

. речевой, вербальный

. неречевой, невербальный

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз (разум человека появляется в ясности его речи). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Информация о работе Формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста