Формирование здорового образа жизни в режиме учебного дня в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:25, доклад

Описание работы

Целью исследования является обоснование необходимости проведения целенаправленной физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе, а также выявление эффективных форм и методов формирования здорового образа жизни в режиме учебного дня в начальной школе. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические аспекты физического воспитания младших школьников.
2. Экспериментальным путем выявить эффективные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе.
3. Разработать цикл физкультурно-оздоровительных мероприятий для учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

текст выступления.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Уважаемые председатели комиссии, хочу представить Вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Формирование здорового  образа жизни в режиме учебного дня  в начальной школе».   Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Эта аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, увы, элементарно забываем.           Статистика детской заболеваемости по стране подтверждает неблагоприятность ситуации.        У 60% российских школьников нарушена осанка, 50% детей заканчивают школу с ослабленным зрением, третья часть детей страдает нервно-психическими расстройствами.       По данным Минздрава за последние годы в 16 раз увеличилось количество детей с вегетососудистой дистонией, в 5 раз – ожирением. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 – 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3%. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть), весной и осенью возрастает.          Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника. При длительном сидении за партой или учебным столом дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма, и особенно, мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.    Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузок, а также исправить нарушения моторики, расширить двигательные возможности детей.          Все вышеуказанное позволило нам судить о высокой актуальности проблемы коррекции психофизических недостатков средствами физического воспитания в школах.          Выбор темы исследования «Формирование здорового образа жизни в режиме учебного дня в начальной школе» обусловлен необходимостью реализации задач физического воспитания младших школьников, с одной стороны, и недостаточной практической разработанностью программ физкультурно-оздоровительной направленности для начальных классов, с другой.             Все изложенное выше позволяет нам выделить проблему исследования: какие формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками являются наиболее эффективными в условиях современной начальной школы?      Целью исследования является обоснование необходимости проведения целенаправленной физкультурно-оздоровительной работы  в режиме учебного дня в начальной школе, а также выявление эффективных форм и методов формирования здорового образа жизни в режиме учебного дня в начальной школе.        Объект исследования – процесс физического воспитания младших школьников.           Предмет исследования – формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе.  Гипотезу исследования составляет предположение о том, что если   использовать в работе с детьми младшего школьного возраста эффективные методы и формы организации физкультурно-оздоровительной работы, то показатели физической подготовленности детей увеличатся.   В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить теоретические аспекты физического воспитания младших школьников.
  2. Экспериментальным путем выявить эффективные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе.
  3. Разработать цикл физкультурно-оздоровительных мероприятий для учащихся начальных классов.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблемам физического воспитания учащихся; изучение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение.        Методики исследования: карты наблюдения за физическим развитием детей.            База проведения эксперимента: школа № 60 г. Казани, учащиеся 2А и 2Б классов.          Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений, учителями начальной школы при проектировании и организации мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.           Экспериментальная работа по проверке форм и методов, способствующих эффективности улучшения физической подготовленности школьников, проводилась среди учащихся 2 классов общеобразовательной школы № 60 Авиастроительного района города Казани. Всего в исследовании было охвачено 48 учащихся. Эксперимент предполагал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента мы изучали существующее педагогическое явление. В данном случае, мы выявили показатели физической подготовленности учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов (2 «А» класс – экспериментальная группа, а 2 «Б» - контрольная группа). На формирующем этапе мы проводили внеклассные мероприятия («Папа, мама, я – спортивная семья»), в процесс обучения внедряли нетрадиционные физкультминутки, туристические упражнения, направленные на развитие и повышение показателей физической подготовленности.        На констатирующем этапе нашего исследования нами была поставлена задача – выявить показатели физической подготовленности школьников на начало эксперимента. Испытания по учебным нормам проводились в 2 группах.            Для каждой из этих групп установились следующие виды испытаний:

    • Бег 30м
    • Прыжки в длину с места
    • Челночный бег 3*10м

Результаты, полученные нами на констатирующем этапе, обуславливают необходимость систематизации данных по проектированию и внедрению коррекционно-оздоровительных программ для детей, и определить цель нашего исследования – обосновать необходимость проведения целенаправленной физкультурно-оздоровительной работы учебного дня в начальной школе, а также выявления эффективных форм и методов такой работы с младшими школьниками.      В соответствии с результатами констатирующего педагогического эксперимента, нами была разработана и апробирована экспериментальная программа физического воспитания детей младшего школьного возраста, которая содержит решение определенных задач.   Экспериментальная программа состоит из двух основных блоков: базового и вариативного.  Вариативный блок состоит из трех частей: образовательной, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-профилактической. Объем программы рассчитан  на четыре занятия в неделю, из которых два занятия отводятся на реализацию базового блока программы, остальные – на вариативный блок.      Уроки в контрольной группе проходили в традиционной форме, экспериментальной же группе мы работали по нашей программе.  Первоначально у детей мы создали представление об их организме; содействовали ознакомлению с окружающей средой, вели наблюдение погоды и сезонные изменения в жизни животных и растений, не только на уроках, но и дома; содействовали экологическому воспитанию.    Уроки физической культуры проходили не только в практической, но и в теоретической форме. У детей появилось представление о туризме, сформировались умения ориентироваться на местности.   Осенью и весной мы с детьми устраивали туристические прогулки по лесу. Благодаря этому, дети научились укладывать рюкзаки, устанавливать палатку, ориентироваться по компасу, проходить полосу препятствий.  На переменах дети не сидели на месте, они постоянно находились в движении (играли в подвижные игры), что способствовало развитию компенсаторных функций, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, повышению уровня физической подготовленности.      Коррекционно-профилактическая часть нашей программы включает комплекс нетрадиционных физкультминуток, поэтому на уроках письма мы проводили физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для снятия утомления с мелких мышц туловища. На уроках чтения внедряли упражнения для мобилизации внимания и гимнастики глаз. В середине учебного дня проводили упражнения для снятия утомления с мышц туловища, для улучшения мозгового кровообращения.   На контрольном этапе нашего исследования нами были проведены заключительные испытания, которые позволили оценить уровень физической подготовленности учащихся 2 «А» и «Б» классов и проверить эффективность представленной нами физкультурно-оздоровительной программы.  Установлено, что при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента необходимо учитывать темпы прироста различных физических способностей мальчиков и девочек.  Эффективность физкультурно-оздоровительной программы для детей 8-9 лет оценивалась посредствам сравнения физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп. При комплексном четырехмесячном мониторинге нами выявлена результативность применения программы в развитии физических возможностей.    Результаты экспериментальной группы заметно  выросли после прохождения программы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в начальной школе.     Установлено, что при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента необходимо учитывать темпы прироста активной и пассивной гибкости мальчиков и девочек.    Таким образом, мы можем сделать вывод, что систематическое применение комплекса физкультурно-оздоровительных средств в физическом воспитании школьников с целью их оздоровления способствует более высоким темпам изменений показателей физической подготовленности детей 8-9 лет, обоснована необходимость проведения целенаправленной физкультурно-оздоровительной работы  в режиме учебного дня в начальной школе,  выявлены эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни в режиме учебного дня в начальной школе.    Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком пониженной подвижности. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей – залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка – это отношение человека к своему здоровью. Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.


Информация о работе Формирование здорового образа жизни в режиме учебного дня в начальной школе