Формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить эффективность использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию
Объект исследования – формирование умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - процесс использования игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста.
2.Изучить влияние игры на развитие у детей среднего дошкольного возраста словообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования игры
в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию

1.1. Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………..5 1.2 Игра - как средство обучения детей словообразованию…….….…10
1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду…………17
ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры

2.1 Выявление умений словообразования у дошкольников и анализ результатов исследования…………………………………………………………21
2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста………………………...24
2.3 Контрольный этап эксперимента ……………………………………25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

игра в обучении словообразования детей стреднего дощкольного возраста.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………3           

Глава 1. Теоретические  основы использования игры

в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию 

 

1.1.  Особенности овладения словообразованием  детьми дошкольного возраста  в онтогенезе……………………………………………………………..5 1.2 Игра -  как средство обучения детей словообразованию…….….…10

1.3 Анализ программ обучения и воспитания в детском саду…………17    

ГЛАВА II. формирование умения словообразования у детей  среднего дошкольного возраста посредством  игры

 

2.1 Выявление умений словообразования у дошкольников  и анализ результатов исследования…………………………………………………………21

2.2 Цикл игровых заданий, направленных на повышение уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста………………………...24

2.3 Контрольный этап эксперимента  ……………………………………25     

Заключение…………………………………………………………...28          

Список использованных источников……………………..29    

Приложения   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речевая функция является одной  из важнейших психических функций  человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим  условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.

Обогащение речи ребёнка дошкольного  возраста сложными грамматическими конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум причинам. Во-первых, богатство индивидуальной речи дошкольника - это залог развития интеллекта, его мыслительного компонента. Во-вторых, разнообразие грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а правильность – это первое условие культуры речи, поскольку, только достигнув правильности, можно совершенствовать точность, уместность, целесообразность дискурса. [13, с.40].

Своевременное формирование грамматического  строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфологию, словообразование - ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения - правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования осваиваются детьми позже, чем способы словоизменения. [4, с.150].

Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков  происходит в средней группе, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в старшей группе.

 

Цель исследования: изучить эффективность использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию

Объект исследования – формирование умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста

Предмет исследования - процесс использования игр в формировании умений словообразования у детей среднего дошкольного возраста.  

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

1.Определить особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста.

2.Изучить влияние игры на развитие у детей среднего дошкольного возраста словообразования.

3.Проанализировать программы обучения и воспитания в детском саду.

Методы исследования:

1.   Изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;

2.   Наблюдение, педагогический эксперимент;

3.   Количественная и качественная анализ результатов исследования.

Курсовая работа включает в себя одну теоретическую главу «теоретические основы использования игры в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию», в которую входит 3 раздела. В первом разделе раскрыты особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста, во втором игра рассматривается как средство обучения словообразованию, в третьем разделе анализируются программы обучения и воспитания в детском саду. Помимо основной теоретической части курсовая работа включает приложения.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы

использования игры

в обучении детей среднего дошкольного возраста словообразованию.

 

1.1Особенности овладения  словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе

 

 

Основополагающее значение для понимания грамматического  строя и словообразования в частности  имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

В исследованиях известного лингвиста А.Н. Гвоздева собран уникальный фактический материал. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

Словообразовательный уровень  языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования. [13, с.40].

Развитие словообразования у детей рассматривается в  исследованих А.Н. Гвоздева в тесной связи с изучением словотворчества  детей, анализом детских словообразоватёльных неологизмов. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. [14, с. 50].

А.М. Шахнарович отмечает, что  в процессе речевого развития ребенок  знакомится с языком как системой, но он не способен усвоить сразу  все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Результатом отражения  и закрепления в сознании системных  связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В  процессе восприятия и использования  слов, имеющих общие элементы в  сознании ребенка, происходит членение слов на единицы (морфемы). Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений.

Согласно исследованиям  А.М. Шахнарович, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического [28, с.10]. Так, на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Детское словотворчество  характеризуется употреблением  регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей. Усвоив продуктивную, словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель,переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть "генерализации" состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий, лисячий, свинячий; снежинки - пуржинки). Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

А.М. Шахнарович отмечает, что  в процессе речевого общения ребенок  не просто заимствует слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, ребенок активно анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов - обобщение значения и связи этого значения с определенной формой - синтез морфем при образовании новых слов.

Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет  словообразовательные морфемы в  соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (сольница, матросятя, лисинчик, почтаник, отпомнил).

Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии» (копать - лопать, лопатка - копатка).

Неологизмы этого типа образуются по-иному. Здесь нет неправильности в комбинации выделенных морфем. Основной особенностью этих неологизмов является замена одного звучания слова другим. При этом происходит изменение этимологии слова, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребенка установить связь непонятного слова со значением знакомых и понятных.

Этот тип неологизмов  свидетельствует о функционировании в сознании ребенка системы межсловесных связей, «вербальной сети», о начале установления словообразовательной парадигмы.

Характер детских словообразовательных неологизмов выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:

  • тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласной основы, супплетивизм;
  • замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;
  • переход от простого к сложному, как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения.

Последовательность появления  словообразовательных форм в детской  речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале  появляются семантически простые, зрительно  воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.

А.Н. Гвоздев отметил  некоторые особенности усвоения детьми процесса словообразования [14, с. 98]:

1. Во-первых бросается  в глаза безукоризненная точность, с какой ребенок выделяет отдельные корни, приставки, суффиксы, окончания. Многие сотни самостоятельно образованных слов и форм, охватывающих все типы словообразования и словоизменения, совершенно лишены ошибок. Такое умение обнаруживается сразу же, как только ребенок начинает членить слова на морфемы. Конечно, такое выделение морфем не является пока делом сознательно проводимого анализа. Примерно с 3-4 лет у ребенка пробуждается склонность к размышлениям над разными вопросами структуры языка.

2. Во-вторых, в детском  языке, особенно в начальный  период, ярко проявляется тенденция  к использованию морфологических  элементов в том самом виде, в каком они были извлечены  из того или иного слова.  Это выражается в широко практикуемом формо- и словообразовании без чередований и других изменений основ: «я скакчу», «я скаку», «мне так легкее», «он бегит», «в носе», «в роте», «можу», «не пустю», « возмил» и т.п.

Эта неизменность морфологических элементов при их использовании и является выражением их внешнего единства в соответствии с внутренним единством значения.

Информация о работе Формирование умения словообразования у детей среднего дошкольного возраста посредством игры