Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников умения работать с информацией, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………....3

Умение работать с информацией как высший тип учебной деятельности.

1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………………….…….…...6
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и ее функции…………………………………..10
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников……..……………..…...13

II. Система работы с информацией у учащихся.

2.1. Дидактические принципы организации работы учащихся с информацией…….…16
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….……21
2.3. Организация работы учащихся с информацией на уроках биологии……………...23
2.4. Влияние умения учащихся работать с информацией на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся …………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………................33

Литература ………………………….……………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая формирование умения работать с информацией при обуч биологии.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Формирование у учащихся умения работать с информацией  при обучении биологии

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………....3

 

  1. Умение работать с информацией как высший тип учебной деятельности.

 

1.1. Самостоятельная деятельность  школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………………….…….…...6

1.2. Понятие «самостоятельная работа» и ее функции…………………………………..10

1.3. Управление самостоятельной  деятельностью школьников……..……………..…...13

 

II. Система работы с информацией у учащихся.

 

2.1. Дидактические принципы  организации работы учащихся с информацией…….…16

2.2. Классификация видов самостоятельной  работы учащихся………..………….……21

2.3. Организация работы учащихся с информацией на уроках биологии……………...23

2.4. Влияние умения учащихся работать с информацией на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся …………………………………………..31

 

Заключение………………………………………………………………………................33

 

Литература ………………………….……………………………………………………...36

 

 

Введение

Универсальные учебные действия являются основой формирования общих учебных  умений и предметных знаний и умений. Н.А. Лошкарева умения связывает непосредственно со знаниями, выделяет следующие условия формирования общих учебных умений: если они выступают в качестве предмета обучения; методика учитывает природу формирования умения, этапы развития, межпредметное применение [1, с. 38].

Л.М. Перминова рассматривает общие учебные умения как условие повышения качества образования, делит их на: организационные, информационные, интеллектуальные, коммуникативные [2, с. 9].

Успешному усвоению знаний о природе, обществе, человеке, а также исключению механического заучивания учебного материала способствуют приемы работы с текстом, овладение младшими школьниками  познавательными универсальными учебными действиями. По предмету «окружающий мир» при работе с учебником, дополнительной литературой необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих информационных умений:

целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

составлять план к прочитанному тексту;

умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

отвечать на вопросы, имеющиеся  в конце учебника;

извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

обмениваться сведениями о Родной стране, полученными из источников информации;

находить в тексте описание к  иллюстрациям;

сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

самостоятельно выполнять задания  в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).

Формирование целостной научной  картины мира и отношения человека с природой, обществом требуют  нового подхода к организации  учебной деятельности школьников, позволяющей учитывать их уровень обученности, овладения учебными действиями, развития познавательного интереса, логического мышления. Несомненно, решение задач обучения, воспитания учащихся во многом зависит и от знания педагогом своих воспитанников, умения применять дифференцированные средства обучения, формы учебной работы.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Целью данной курсовой работы является формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии.

Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Говоря о формировании у школьников умения работать с информацией, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь  определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Объектом изучения является самостоятельная  деятельность школьника, а предметом  – условия ее реализации.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

 

 

    1. Умение работать с информацией как высший тип учебной деятельности

 

    1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности

 

Любая наука ставит своей задачей  не только описать и объяснить  тот или ной круг явлений или  предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операция преобразовать эти предметы и явления.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. (10, стр. 279)

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных  направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека  может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности -  путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики  в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют  и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности  представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием  его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах  К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные  принципы анализа значения, места  и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и  специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

    1. содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
    2. оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
    3. результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

    1. содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
    2. процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
    3. мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Информация о работе Формирование у учащихся умения работать с информацией при обучении биологии