Формирование творческого воображения как направление интеллектуально-личностного развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:12, реферат

Описание работы

Современному обществу требуются активные, творческие, инициативные и компетентные специалисты, умеющие решать любые задачи нестандартно, быстро и креативно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Приоритетное направление работы НДОУ «Детский сад № 251 ОАО «РЖД» - художественно-эстетическое развитие дошкольников. Одной из реализуемых задач в этом направлении является развитие творческого воображения дошкольников, которое охватывает практически все моменты в детском саду.

Файлы: 1 файл

реферат Творческое воображение.docx

— 25.75 Кб (Скачать файл)

Формирование творческого воображения как направление   интеллектуально-личностного развития дошкольников.

 

Старший воспитатель первая категория

НДОУ «Детский сад № 251

ОАО «РЖД»

Курганова Н.А.

 

Современному обществу требуются активные, творческие, инициативные и компетентные специалисты, умеющие решать любые задачи нестандартно, быстро и креативно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей.  Приоритетное направление работы НДОУ «Детский сад № 251 ОАО «РЖД» -  художественно-эстетическое развитие дошкольников. Одной из реализуемых задач в этом направлении является развитие творческого воображения дошкольников, которое охватывает практически все моменты в детском саду.

Вопрос о развитии творческого  воображения у детей дошкольного  возраста актуален, так как к первому  классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться  в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к  предвосхищению возможных изменений. Что же такое творческое воображение?

Творческим воображением – называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

Проблемой развития творческого  воображения у детей дошкольного  возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л.С., Давыдов Е. И., Д. Б. Эльконин и другие.

В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, так как в основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает чувственность.

Конечный источник операций воображения  – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов  воображения. Следовательно, основой  для воображения являются чувственные  образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Лучше всего  творческое воображение дошкольников видно в изобразительной, игровой и  театральной деятельности.

Специфика процесса воображения, в отличие от других психических  процессов, понимается, как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. В воображении используются, прежде всего, символические, метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. Кроме того, в воображении происходит детализация создаваемых образов, их "оживление", что ведет к индивидуализации и самоценности творческих проявлений, особенно значимых в художественном творчестве.

Творческое воображение зависит  от многих факторов: возраста, умственного  развития и особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных  структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента).

Опыт ребенка складывается и  растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Доминирующим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, творчество, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует  у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, оптимизм, чувство юмора. Через работу творческого воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. В игре ребенок создает самостоятельно сюжет, определяет характер роли, проектирует среду, где должны происходить события, проявляет те или иные эмоции в соответствии с образом. Творческое воображение понимается им как основная форма познания, которая обязательно сопровождает и все виды умственной деятельности ребенка.

Основная линия в развитии механизма творческого воображения состоит в овладении средствами порождения идеи и планирования. Целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели - это, прежде всего умственные операции, которые характеризуются как интеллект.  Что же такое интеллект? Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Для развития интеллекта важны творческие способности и воображение. Умение дошкольников неординарно, творчески и быстро мыслить проявляется при решении творческих задач ТРИЗ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) и теории развития технических систем Г.С. Альтшуллера, которые легли в основу специального курса «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Педагоги нашего детского сада используют элементы РТВ для развития творческого потенциала детей в своей работе.

Однако творческое воображение напрямую зависит от личностных особенностей субъекта, так как творчество представляет собой интегративное образование, охватывающее все сферы развития личности и, прежде всего, синтезирующее когнитивный и эмоционально-мотивационный компоненты.

Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром, который обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. В процессе творческой деятельности развиваются чувства детей, высшие психические функции, такие, как память, мышление, восприятие, внимание, ребенок испытывает целый спектр позитивных эмоций. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Воображение значимо включено в образовательный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческое воображение развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Ребенок пропускает через себя образы, которые представляет в ходе бесед, о каком либо событии, приключении, чтении сказок и рассказов, прослушивании музыки, рассматривании и любовании произведениями искусства и природы. Создавая продукт творческого воображения, ребенок отражает в нем свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, отношение, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Переживая целый поток различных эмоций, ребенок передает создавшиеся образы через продуктивную деятельность. Дети начинают проявлять свои способности в искусстве. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Занимаясь творчеством, жизнь ребенка становится богаче, содержательней, радостнее. Ведь дети занимаются творчеством независимо от места и времени, а также независимо от личностных комплексов. Они искренне проявляют себя в художественно - творческой деятельности: с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. И чем больше они проявляют себя публично, тем больше раскрываются как личность.

Детская фантазия не имеет  границ. Но важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащать ее все новыми и новыми впечатлениями. С этой целью необходимо использовать игры и упражнения: «Перевертыши», «Загадки-отгадки», «Что бы это значило?», «На что это похоже?», «Что из этого можно нарисовать?», «Продолжи рассказ». Наблюдения за деревьями, облаками, рассматривание формы клякс, очертания луж и т.д. Такие наблюдения постоянно сопровождаются бурей восторга и удивления. А в творческом процессе это самое важное состояние души – миг удивительных открытий.

Воспитанники детского сада активно включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить или смоделировать. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности творческого мышления, а главное – освоению способов познания. У детей развивается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» и «почему?». Развивающие игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Но не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

При организации работы по формированию творческого воображения  важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества, умение находить новые способы для  художественного изображения, поддерживать интерес к творчеству, «будить» многогранность эмоций, душевные переживания.

Таким образом, творческое воображение в дошкольный период является своеобразным «мостиком», переходом от сенсорного восприятия мира к понятийному, от чувственного эмпирического мышления к эвристическому.

 Успешное интеллектуально-личностное развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при целенаправленной работе по развитию их творческого потенциала.

 

Список используемой литературы 

1.   Бакушинский А. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»,  2006. – 162 с.

2.   Барташникова И.Я. Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5–7 лет, – Харьков 1997. – 412 с.

3.   Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.

4.   Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). Дошкольное воспитание. -1994 №1, С. 17–19.

5.   Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества, Дошкольное воспитание. -1982, №11, С. 32–38.

6.   Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.  – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

7.   Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. – М.: Мир, 1992. – 460 с.

8.   Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994 – 157 с.

9.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд. доп. – М.: – Просвещение, 1991–160 стр.


Информация о работе Формирование творческого воображения как направление интеллектуально-личностного развития дошкольников