Формирование творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:31, доклад

Описание работы

Благодаря исследовательской деятельности педагога-музыканта Н.А. Ветлугиной, в теории музыкального воспитания была выстроена настоящая система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребёнка. Н.А. Ветлугина – выдающийся деятель в области музыкального образования и воспитания, доктор педагогических наук, автор работ, посвященных музыкальному воспитанию детей. Она разработала методику музыкального воспитания.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 2.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 

      2.1. Изучение и обобщение педагогического опыта творческого развития младших школьников средствами музыкального искусства в             учреждении дополнительного образования 

       Благодаря исследовательской деятельности педагога-музыканта Н.А. Ветлугиной, в теории музыкального воспитания была выстроена настоящая система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребёнка. Н.А. Ветлугина – выдающийся деятель в области музыкального образования и воспитания, доктор педагогических наук, автор работ, посвященных музыкальному воспитанию детей. Она разработала методику музыкального воспитания. Целью методики является развитие у ребёнка общей музыкальности, что достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально – образовательную деятельность. В программе выделены три формы занятий – фронтальные (групповые), индивидуальные и небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. Репертуар по слушанию музыки строится на произведениях композиторов – классиков. Для наиболее полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядные пособия – карточки, литературный текст, условные обозначения. Доходчивым, понятным языком она раскрывает серьёзные темы о музыке, предназначенные самым маленьким детям: «Музыка – язык чувств», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Музыка играет весьма значительную роль в воспитательном процессе. Ребёнок эмоционально воспринимает её образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения. Музыка как бы ведёт за собой: увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху. Интерес и любовь к музыке, вызванные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, перевоспитывать которые впоследствии очень трудно[6, с. 248].

      Сопутствуя  человеку на протяжении всей его жизни, музыка является источником эстетического и духовного наслаждения. Но это зависит от подготовленности к восприятию музыки, развития слухового внимания и общей культуры личности. Ребёнок всегда стремится почувствовать, понять и осмыслить содержание музыки. Поэтому в процессе его общения с музыкальными звучаниями необходимо использовать простые, доступные, естественно отражающие окружающую действительность высокохудожественные музыкальные произведения.

      Н.А. Ветлугина разработала так же систему взаимосвязи заданий, отражающих последовательность этапов развития творческих проявлений детей. Они являются средством развития музыкального творчества, за которыми легко « расшифровывается» мышление ребёнка при создании представлений о художественном образе, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью наводящих вопросов).

      Творческие  задания в искусстве, с одной  стороны, обращены к чувствам и мыслям ребёнка, к его внутреннему миру, с другой – направлены на поиски выразительной и понятной другим формы воплощения чувства мысли, оценки изображаемого. Благодаря таким заданиям, ребёнок понимает, что значит быть автором художественного произведения.

      Задавая тему и средства работы, создаются  те «предлагаемые обстоятельства», в которых развернётся собственное творчество ребёнка, то есть, данные задания ставят ребёнка в позицию творца, вплотную подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных художественных замыслов[10, с. 348 ]. К таким заданиям она относит:

      1.Задания,  при выполнении которых дети ориентируются на предложенный музыкальный образец (закончить, досочинить конец мелодии, начатый взрослым, изобразить движениями текст и мелодию песни; выбрать из заданных элементов танца наиболее подходящие к характеру пьесы движения и т.д.).

      2.Задания,  способствующие освоению способов  творческих действий, поискам решений творческих задач (сочинить песню на заданный текст; придумать движения персонажей рассказанной сказки; придумать пляску, передающую движения сказочных героев и т.д.).

      3.Задания, требующие самостоятельных действий детей на основе осознания ими творческих задач (сочинить песню, выбрав по своему усмотрению текст из нескольких вариантов; сочинить мелодию, составить композицию простейшей пляски и т.д.).

      Успешному выполнению творческих заданий способствуют, также, свойства личности и способности ребёнка, как потребность в музыкальной деятельности и способность эмоционально откликаться на музыку; способность к фантазированию в процессе творческой деятельности; оригинальность в выборе средств творческого самовыражения; развитая музыкальная память, позволяющая использовать имеющийся музыкальный опыт в процессе реализации творческого замысла.

      Изучая  опыт Н.А. Ветлугиной, мы пришли к выводу, что методика построения музыкального воспитания, которую она внедряла, очень доступна в воплощении и понятна. Разработанная Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей в вокально-хоровом объединении «Солнышко» содержит те же основные направления творческой деятельности: пение, слушание музыки, освоение музыкально – ритмических движений.

      Автор представляемого нами педагогического  опыта - Сорокина Любовь Павловна – педагог дополнительного образования ЦДТ «Олимп» (до 1 сентября 2011 года) и учитель музыки МБОУ «Русско – татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района города Казани, стаж работы 32 года, I квалификационная категория.

      Тема  педагогического опыта: «Творческое  развитие младших школьников средствами музыкального искусства в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования».

      Вокально–хоровой коллектив «Солнышко» ЦДТ «Олимп» Приволжского района г. Казани существовал 10 лет, базировался в школе№97 микрорайона Борисково. Школа небольшая, всего 200 учащихся. При школе работает филиал ДМШ №22 и кружки ЦДТ «Олимп». Урок музыки в общеобразовательной школе – 1час в неделю. Естественно, что времени для внеклассной работы – подготовки качественных мероприятий, а тем более для индивидуальной работы с основной массой ребят, которые не учатся в музыкальной школе – не было. И вот тогда возникла идея, разработать программу дополнительного музыкального образования для учащихся, которая восполнила бы недостающее звено – внеклассную работу и приобщила бы детей к творчеству, увлекла интересными делами, помогла в организации и проведении праздников, коллективных творческих мероприятий. Были сформированы группы по принципу классов: 1, 2 классы – подготовительная группа, 3 класс – младшая группа, 4 класс – старшая группа, своеобразные выпускники. Дальше группы пополнялись – желающие заниматься учащиеся определялись в отдельные разновозрастные группы.

      Приведем психолого–педагогический портрет воспитанников 1-го года обучения набора 2007 года:

      «В  коллективе «Солнышко» 3 группы 1-го года обучения. Это учащиеся 1-го, 2-го классов. Дети совершенно разного уровня развития, исходя из этого, в работе нужно было использовать дифференцированный подход в выборе и в применении способов и средств обучения и воспитания. Например, в группе №1 – активных детей , хорошо владеющих речевым аппаратом, с развитой памятью, с соответствующими возрасту мышлением и воображением – всего 40%. Остальные, даже на начальном этапе, плохо усваивают тексты песен. Приходится использовать различные приёмы тактильных ощущений, когда выстукивается ритм произносимых песенных четверостиший, или метод художественного тактирования – на этапе закрепления выученного текста.

      После продолжительной подготовительной работы, состоящей из вокально-тренинговых упражнений, освоения певческой установки, поэтапного разучивания песенного материала, дети могут только участвовать в небольших классных инсценировках, выступать перед родителями. В группах №2 и 3 (3 класс) дети более развитые, две девочки с отличными музыкальными данными, они участвуют в вокальных конкурсах – поют дуэтом и выступают с сольными номерами. Остальные дети, в основном, податливы к творческой деятельности, с ними можно работать и над динамикой произведения, и над созданием художественного образа, они могли бы выступать перед публикой».

      Имея  такое начальное положение вещей, возникла идея разработать стратегический план, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей.

      Ведущая идея опыта: развитие у учащихся устойчивого интереса к вокально-хоровым занятиям, потребности приобщения к творчеству, стремления формирования интересов и вкусов средствами музыкального искусства.

      Основные  задачи:

      - развитие творческих способностей  учащихся;

      - создание условий для формирования  культуры;

      - музыкальное воспитание через  приобщение к основам песенного  творчества;

  • -музыкально-ритмическое воспитание, основанное на применении методики Карла Орфа;
  • -реализация принципа индивидуального подхода;
  • -формирование детского коллектива, способного на реализацию школьных проектов.

      В результате педагогической деятельности разработана Образовательная программа объединения дополнительного образования детей, которая базируется на вокально–хоровом творчестве. Цели представлены тремя этапами, которые подразумевают переход от одного этапа к следующему, т.е. три года обучения:

      Цель 1 года обучения: адаптация к новым условиям, знакомство с новыми понятиями;

      Цель 2 года обучения: развитие музыкальных  способностей и навыков певческого дыхания и вокального мастерства;

      Цель 3 года обучения: активное участие в  концертной деятельности на разных уровнях. Задачи изложены в Пояснительной записке Программы, которая представлена в приложении.

      В чём состоит актуальность опыта? Дело в том, что школа №97 микрорайона Борисково давно отметила свой полувековой юбилей, это 2-х этажное здание со спортивным залом-пристроем, но без актового зала. Сейчас в школе еле набралось 200 учащихся. Учебное время – первая смена. Школа располагается в микрорайоне, удалённом от культурных и спортивных сооружений, даже сейчас ближайший центр - это производственное объединение «Теплоконтроль», где есть филиал музыкальной школы и спортивный комплекс «Бустан». В этих условиях 10 лет назад, когда я начала работать на базе этой школы – она была своеобразным культурно – общественным центром. Такую проблему пережили и другие две школы - №48 и №114. В результате, после проведённых социологических опросов при помощи Казанской государственной академии культуры и искусств, было принято решение открыть на месте полуразвалившегося детского сада «Рябинка» на улице Актайской, дом 15/2 , Центр детского творчества, который назвали «Олимп». Этот центр и стал координировать внешкольную работу близлежащих школьных заведений. Поэтому, Образовательную программу нужно было строить так, чтобы охватить вопросы развития музыкальных способностей детей и вопросы результативности музыкально-педагогической деятельности.

      Программа строится на трех направлениях музыкально- педагогической деятельности:

  • приобретение детьми разнообразных музыкальных навыков;
  • повышение эстетического и культурного уровня;
  • участие в концертной деятельности;

      В чём новизна опыта?

      Опыт  можно обозначить как репродуктивно  – рационализаторский, потому что вопросы музыкального воспитания и развития уже рассматривались отечественными и зарубежными педагогами-музыкантами. Были адаптированы наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. Также, новизна изученного опыта выражается во взаимодействии и комплексности представленных и используемых методов для развития культурного уровня детей.

      Ожидаемые результаты и способы определения  результативности:

Год

обучения

Ожидаемый

результат

обучения

 
Какие знания, умения

воспитанников контролируются

 
Форма подведения

итогов

1 год базовый - знание певческой  установки;

- элементарные навыки пения.

творческие задания
1 год повышенный - чистота интонирования;

- исполнение  произведений;

- запоминание  прослушанной музыки;

итоговый праздник
2 год базовый - пение упражнений,

- знание  песен;

- хоровое  исполнение произведений;

творческие задания на выбор обучающегося
2 год повышенный - знание базового  уровня,

- участие  в концертах, как в хоре, так и в ансамбле;

- участие  в ведущих ролях музыкальных постановок

концерты, тематические мероприятия, музыкальные постановки
3 год базовый - владение хоровым  концертным репертуаром;

- теоретические  знания по музыке

выполнение творческих заданий
3 год повышенный - владение базовым  уровнем;

- самостоятельная  работа при подготовке к музыкальным выступлениям;

- сольные  выступления на конкурсах разного уровня

праздники выпусков

Информация о работе Формирование творческих способностей