Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….

7
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

7
1.2 Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
16
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………………



22
2.1 Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...

22
2.2 Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр… 26
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 34

Файлы: 1 файл

не плохая такая.docx

— 27.89 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дошкольной педагогике на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНОЙ  ИГРЫ»

 

 

 

 

Автор курсовой работы:  Е. А. Гадеева, студентка 3 курса группы ПЗД-208 заочной формы обучения

 

Специальность: «050707.65-Педагогика и методика дошкольного образования»

 

Руководитель: С. А. Богданова, канд. пед. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА………. 

 

7

1.1 Проблема  нравственного  воспитания в психолого-педагогической  литературе……………………………………………………………………. 

 

7

1.2 Формирование  нравственных  качеств у детей  старшего дошкольного  возраста  в подвижных играх…………………………………………………. 

16

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ  ИГР………………………………………………………… 

 

 

 

22

2.1 Анализ  уровня сформированности  нравственных  качеств у детей  старшего дошкольного  возраста……………………………………………... 

 

22

2.2 Формирование  нравственных  качеств посредством  подвижных  игр… 26

2.3 Анализ  опытно-экспериментальной  работы…………………………… 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 37

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Проблема  нравственного воспитания детей  дошкольного возраста актуализируется  сложившейся ситуацией в современном  обществе. Возникший ценностный  вакуум, бездуховность, обусловленная  отчуждением  человека от культуры  как способа  сохранения и передачи  ценностей, ведут  к изменению  понимания добра  и зла у  подрастающего поколения  и ставят  общество перед опасностью моральной  деградации. Требует переосмысления  сама система нравственного воспитания  дошкольника. Данное направление  исследований в современной отечественной  педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено  слабее, чем умственное, физическое  и другие виды воспитания. Если  в  ранее существовавшей практике  дошкольных учреждений нравственное  воспитание определялось идеологическими  стандартами и  ограничивалось  знакомством с некоторыми нравственными  нормами (правилами  вежливости, этикета), а методы нравственного  воспитания  основывались на внешнем  воздействии  на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня  доминирующими ориентирами в  определении содержания нравственного  воспитания должны стать такие  общечеловеческие ценности, как  добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова).

        Нравственно  воспитанным мы можем считать  того человека, у которого сформированы  потребности, стремления вести себя  в соответствии с определенными  нормами. Говорят, что «не тот  честен, смел, дисциплинирован, кто  может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать  иначе» [26; 5].

        Следовательно, главная задача нравственного  воспитания – сформировать у  ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без  этого знание нравственных норм  остается формальным. Овладение  знаниями и умениями способствует  формированию нравственных качеств  личности: ответственности, сосредоточенности, дисциплинированности и др. Чтобы  достичь результата, соответствующего  требованиям, предъявляемым к современному  человеку, нужно проявить настойчивость, преодолеть препятствия на пути  к цели, быть сосредоточенным, сдержанным, подчинять свое поведение определенным  правилам.

        Проблемы  создания условий, эффективно влияющих  на формирование нравственных  качеств  дошкольников, вот уже  на протяжении не одного десятилетия  занимают одно из важных мест  в психолого-педагогических исследованиях.

       В процессе  развития личность проходит периоды  особой открытости  определенным  общественным воздействиям и  внутренней готовности к их  принятию. Периодом такой  открытости  различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям  и готовности к их принятию  является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот  этап является наиболее сензитивным  для формирования данной готовности, а способность  осуществлять нравственный  выбор у  детей этого возраста  складывается на основе развивающейся  нравственно-оценочной  деятельности  сознания и обусловлена  их  потребностью  в одобрении  и  признании. В фундамент развития  этой способности ложится развивающаяся  самостоятельность ребенка-дошкольника  и его желание добровольно  следовать социально-одобряемым  моральным  эталонам поведения.

       Несмотря  на множественность подходов  к исследованию проблемы нравственного  воспитания детей, остаются недостаточно  выясненными  механизмы становления  и развития начал их нравственного  сознания, не в полной мере  выявлены ресурсы  для совершенствования  содержания и технологии его  формирования. Также  недостаточно  изучены и выявлены возможности  и особенности реализации индивидуального  подхода к детям  в процессе  соответствующей педагогической  работы.

       Вычленение  проблемы нравственного воспитания  современных дошкольников посредством  подвижной игры из общего тематического  поля исследований, позволит более  глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической  работы  с детьми в ДОУ.

       Цель  курсовой работы  – обосновать  педагогические условия оптимального  использования подвижных игр  и выявить их влияние на  формирование нравственных качеств  у детей старшего дошкольного  возраста.

       Объект -   нравственное воспитание  детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет - процесс формирования нравственных  качеств у детей старшего дошкольного  возраста посредством подвижных  игр.

       Гипотеза  – формирование нравственных  качеств у детей старшего дошкольного  возраста будет протекать наиболее  эффективно, если:

       - соответствующим  образом организован  весь уклад  жизни ребенка в  детском саду;

       - содержание  и организация подвижных  игр  будут создавать атмосферу  положительного  эмоционального  комфорта, понятны  и интересны  каждому ребенку, соответствовать  их жизненному  опыту;

       - в играх  будут учтены особенности  каждого  ребенка, обеспечен индивидуальный  педагогический подход;

       - поведение  детей получает ту  или иную  оценку окружающих, взрослых  и  сверстников;

       - воспитатель  сотрудничает с семьей  ребенка  по вопросам нравственного  воспитания  с целью обеспечения  единства  требований и норм.

       Задачи:

       1) Провести  научный анализ теоретического  и практического состояния проблемы;

      2) Дать характеристику  нравственным качествам в структуре  нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста;

      3)  Изучить  и выявить сущность, значение  и место подвижной игры в  формировании нравственных качеств  у детей старшего дошкольного  возраста;

      4) Отобрать  и экспериментально апробировать  подвижные игры в целях активизации  формирования нравственных качеств  у детей старшего дошкольного  возраста.

         Методы  работы выбирались с учетом  объекта и предмета исследования, цели, гипотезы. Это методы теоретического  познания: анализ литературы по  общей и дошкольной педагогике: анализ программно-методических  документов, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для  воспитателей. Также в исследовании  использовались методы изучения  педагогического опыта, наблюдения, бесед с детьми, воспитателями, родителями. Важнейшими составляющими работы  стали эксперименты констатирующего, формирующего и контрольного  характера.

       Экспериментальная  база исследования: МДОУ «Детский  сад № 65 комбинированного вида»  г. Саранска.

       Структура  курсовой работы:  курсовая работа  состоит из введения, 2 глав (теоретической  и опытно-экспериментальной), заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 

 

1.1 Проблема нравственного  воспитания в психолого-педагогической  литературе 

 

        Нравственное  формирование личности – длительный  и сложный процесс и его  успешное осуществление требует  согласованности действий всех  участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная  задача детского сада в области  нравственного воспитания детей  заключается в том, чтобы обеспечить  накопление у детей положительного  опыта и тем самым добиться  прочного преобладания общественно  и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления  отрицательного опыта эгоистической  направленности. А это значит  добиться того, чтобы для детей  дошкольного возраста были эмоционально  неприятными, отталкивающими даже  представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим  людям, чтобы у них не появилось  стремление нарушать интересы  и желания других, даже ради  лично очень привлекательной  цели [26;8].

        Глубочайшее  своеобразие процесса нравственного  воспитания состоит в том, что  он органически вплетен в повседневную  детскую жизнь, его нельзя организовать  как особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый  акт и регламентировать подобно  занятиям. Нравственно воспитать  ребенка в детском саду –  значит соответствующим образом  организовать весь строй его  жизни. Это значит, что построить  деятельность следует таким образом, чтобы в каждом факте общения  ребенка с окружающими людьми  всегда находили свое конкретное  воплощение те нравственные качества, которые мы хотим у него  воспитать. Дело решается не только  созерцанием положительного примера, сколько такой организацией жизни  детей, при которой они становятся  активными участниками отношений  и реально овладевают положительным  образцом путем совершенствования  своих поступков и поведения.

        На  всех этапах развития педагогической  науки под разным углом зрения  и с разной глубиной обсуждались  цели, содержание, методы нравственного  воспитания. По-разному интерпретировался  и сам термин «нравственное  воспитание», иногда подменяемый  понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние  годы все чаще используется  словосочетание «социальное воспитание»  и только в последнее время  все чаще мы возвращаемся к  понятию  «нравственное воспитание». Между  тем этот термин имеет  совершенно определенное содержание, не адекватное другим понятиям [27;98].

        Термин  «духовное воспитание» (иногда его  употребляют как синоним понятия  «религиозное») не может быть  идентичным нравственному, так как  его смысл  шире. Духовность подразумевает  удовлетворение и развитие по  меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности  познания  смысла жизни и социальной  потребности жить для других. Как  говорил        Л. Н. Толстой, духовный человек «живет  своими мыслями  и чужими чувствами». Понятие «духовное  воспитание»  близко по значению к  нравственному, но это не одно и то же [27;160].

        Термин  «социальное воспитание» не может  употребляться вместо понятия  «нравственное  воспитание», так  как он шире. Социально  все, что  касается человека, призванного  жить в социуме, т.е. в обществе  себе подобных.

        Нравственное  воспитание – целенаправленный  процесс  приобщения детей к  моральным  ценностям человечества  и конкретного  общества, формирование  морального сознания, нравственных  чувств и привычек, нравственного  поведения. Этот процесс протекает  с первых лет жизни ребенка  и отличается целостностью и  единством, предполагая установление  органической  связи и преемственности  между задачами, содержанием и  методами нравственного воспитания  дошкольников с учетом их возрастных  особенностей [30;163].

        В. А. Сластенин выделил следующие  основные задачи нравственного  воспитания: формирование нравственного  сознания; воспитание и развитие  нравственных чувств; выработка  умений и привычек нравственного  поведения.

        Нравственное  воспитание включает: формирование  у  человека сознания связи  с обществом, зависимости от него, необходимости  согласовывать свое  поведение с  интересами общества; ознакомление с  нравственными  идеалами, требованиями общества, доказательство  их правомерности  и разумности; превращение нравственных знаний  в нравственные убеждения, осознание  системы этих убеждений; формирование  устойчивых нравственных чувств  и качеств, высокой культуры поведения  как одного из главных проявлений  уважения человека к людям; формирование  нравственных привычек [20,45].

        Разработкой  этого направления занимались  такие  философы, педагоги, психологи, социологи, как В. В. Абраменкова, Г. В. Андреева,      А. А. Бодалев, Р. С. Буре, А. Л. Вернер, А. М. Виноградова, Л. С. Выготский, И. С. Демина, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев,               В. С. Мухина, В. Г. Нечаев, Л. А. Пеньевская, Д. Б. Эльконин и др.

        В  первую группу задач нравственного  воспитания входят задачи формирования  его механизма: представлений, нравственных  чувств, привычек и форм, практики  поведения.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры