Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: описать формирование нравственных качеств у детей раннего возраста.
Гипотеза работы: формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни( 2-3 года).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в работе выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
Описать возрастные особенности раннего периода;
Описать особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста;
Рассмотреть дидактические принципы и методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Возрастные особенности детей от 0 до 3 лет
Особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста
2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Кур.раб Формир-е нрав кач-в у детей.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

    1. Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
    2. Возрастные особенности детей от 0 до 3 лет
    3. Особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1 Дидактические принципы формирования нравственности у детей раннего возраста

2.2 Методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно- воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Настроения недоверия, равнодушия друг к другу, социальная адаптация особенно остро проявляются в молодежной среде. Поэтому, начиная с раннего возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен  для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный и неправильный, справедливый и несправедливый.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все  стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, то ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

Н.И. Болдырев отмечает, что  специфической особенностью нравственного  воспитания является то, что его  нельзя обособить в какой-то специальный  воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей. В тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Целенаправленными исследованиями в области нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста занимались видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская и другие.

Дети рано начинают чувствовать  доброту, справедливость взрослых, сверстников  и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными.

Объект работы: дети раннего возраста (от 0 до 3 лет).

Предмет работы: особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.

Цель данной работы: описать формирование нравственных качеств у детей раннего возраста.

Гипотеза работы: формирование нравственных качеств у детей наиболее продуктивно к концу раннего периода жизни( 2-3 года).

Для достижения цели и  подтверждения гипотезы в работе выдвинуты следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. Описать возрастные особенности раннего периода;
  3. Описать особенности формирования нравственных качеств у детей раннего возраста;
  4. Рассмотреть дидактические принципы и методики формирования нравственных качеств у детей раннего возраста.

Методы исследования.

Теоретические: знакомство с психолого-педагогической литературой  по теме исследования

Практические: анализ и  обобщение существующих исследований по теме работы, изучение и анализ методик формирования нравственных качеств у детей раннего возраста, описание.

Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и методической, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

    1. Проблема формирования нравственных качеств у детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе

 

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и  формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.

Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх — духовность, а она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека...

Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».

Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам  ребёнок проявляет активное участие  в своём нравствен ном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

 Существует разные подходы, рассматривающие период раннего детства. Приведем несколько концепций развития ребенка раннего возраста.

1. Концепция раннего детства по Л.С. Выготскому – Д.Б. Эльконину.

Новообразования возраста: развитие восприятия, интеллекта, речи.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте: «ребенок – предмет – взрослый».

Основная деятельность – предметно-манипулятивная.

Доминирующая функция  сознания – восприятие.

Определяющая роль в  развитии ребенка – насыщенная предметная среда, взаимодействие со взрослым.

Базовые потребности ребенка:

- в любви и принятии

- в манипулировании предметами

- во взаимодействии со взрослым [33].

Концепция Памелы Левин:

Раннее детство - от 18 месяцев до 3 лет - стадия мышления.

Активное эмоциональное  развитие ребенка – появление  гнева и других чувств.

Первые проявления волевой  сферы.

Игра рядом с другими  детьми.

Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и  устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития.

Задачи развития:

- Развитие способности самостоятельного, причинно-следственного мышления;

- Отделение от родителей;

- Выражение чувств.

Базовые потребности  ребенка:

- в безопасности и любви

- в поддержке взрослого

- в развивающей среде для обеспечения познавательной активности [28]

Концепция Д. Стайнер:

Раннее детство - с 1года до 3 лет.

- активное физическое развитие ребенка;

- отделение от матери, страх потери матери;

-  эмоциональное развитие ребенка – появление страхов, ярости, разочарования.

Интерес к окружающим предметам, игрушкам.

Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития.

Базовые потребности  ребенка:

- во взаимодействии со взрослыми

- в стабильности и порядке в повседневной жизни

- в насыщенной среде [26].

В своей работе мы будем придерживаться концепции Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.

Психология младенческого возраста наиболее интенсивно развивается со второй половины 20 века. Это направление  разрабатывается в рамках психоаналитической концепции (А. Фрейд, Дж. Данн, Спитц, Р. Сирс), теории привязанностей (Дж.Боулби, М.Эйнсворт), социального научения (Льюис, Липпсит, Бижу, Баер), когнитивной психологии (Дж. Брунер, Т. Бауэр, Р. Фанц, Ж. Пиаже). Во всех перечисленных направлениях младенец преимущественно рассматривается как природное, натуральное существо, которое со временем социализируется. В отличие от этого в отечественной психологии, которая строится на основе культурно исторической концепции, младенец рассматривается как максимально социальное существо, живущее в уникальной социальной ситуации развития. Связь и отношения ребенка с матерью является основным предметом психологии младенчества.

В отечественной психологии наиболее известными исследователями  младенческого возраста являются М.И. Лисина, М.Ю. Кистяковская, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Е.А. Сергиенко. В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др.

Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузская, С.Л. Новоселова, Л.Н. Галигузова и др.

Проблема нравственного  развития, привлекающая в настоящее  время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики. В отечественной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.

Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту на который направлено нравственное действие. Если взрослый задает эмоциональные образцы поведения, правильно оценивает действия ребенка, стимулирует положительные поступки‚ мотивирует свои требования, то у ребенка к концу раннего возраста могут формироваться такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты. Принято считать, что моральной деятельности ни нарушений моральных норм в раннем детстве еще нет. Норму нельзя считать нарушенной, если она сознательно еще не выделяется, не становится интериоризованным, внутренним критерием.

Однако зарубежные социально-психологические  исследования последних лет, направленные на изучение поведения детей двух - четырехлетнего  возраста, можно обобщенно охарактеризовать как концепцию «заботливого ходунка». Дети раннего возраста предстают в этих работах гораздо менее импульсивными и эгоцентричными, чем принято было считать раньше. Исследования детей раннего возраста показывают, что период начала обучения социальному поведению одновременно является и периодом развития нравственной позиции личности. Когда мы обследуем ребенка раннего возраста, особенно в отношении таких столь сложных личностных образований, как нравственная позиция, мы неизбежно сталкиваемся с трудностями в интерпретации и выводах.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей раннего возраста