Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования 

«Тульский государственный педагогический университет  им. Л.Н. Толстого» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Формирование навыков общения  у детей

     старшего  дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий» 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса группы «Д»

заочного  отделения факультета Психологии

Поверина  Ирина Вячеславна

Научный руководитель:

Забиняк Николай Брониславович 
 
 
 
 
 

Тула, 2011

Содержание 

Введение 

Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.

1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Организация игровой деятельности как форма работы  педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.

Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.

2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.

2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.

2.3. Анализ  результатов проведенной работы.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       У детей старшего дошкольного возраста происходит становление процесса общения, формирование навыков взаимодействия и культуры поведения. К этому  времени ребенок уже многого  достиг в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее  своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.

           Однако навыки общения находятся на стадии развития и становления, особенно это касается навыков социально-культурного взаимодействия.

           Проблема формирования навыков общения является одной из первоочередных для детей старшего дошкольного возраста, так как им свойственно частое проявление агрессивных действий по отношению к сверстникам, несформированность  навыков культуры поведения, стремление доминировать, неадекватная оценка своих возможностей, несформированность навыков социальной перцепции.

                   Этой проблемой занимаются такие психологи и педагоги как Л.И.Божович, Р.В.Овчарова, Р.С.Немов, В.С.Мухина они считают, что ребенок в младшем школьном возрасте открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений, у него происходит становление процесса общения, формирование навыков взаимодействия и культуры поведения.

       Общение —   это сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

       Проблемой формирования навыков общения в старшем дошкольном возрасте А.В. Запорожец, Т.Е. Сухарев, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова, А.Н. Леонтьев. По мнению этих авторов существует много форм развития навыков общения и игровой тренинг стоит среди них на первом месте. Так как игровой тренинг позволяет ребёнку моделировать жизненные ситуации, проигрывать различные варианты поведения в процессе конфликта и помогает эмоционально отстранённо взглянуть на негативную ситуацию общения.

       Р.В. Овчарова разработала игровые приемы /тренинги/, которые являются одной  из форм работы с детьми. Она основана на длительном подходе и использует тренинг в диагностических, коррекционных  и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста.

       Игровая деятельность (игровой тренинг) - это  форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

       В игровом тренинге, как в особом виде общественной практики, воспроизводятся  нормы человеческой жизни и  деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности.

       Д. Б. Эльконин в ходе исследования игровой  деятельности установил, что игра влияет на формирование навыков общения у старших дошкольников. В процессе игровой деятельности формируются навыки по разрешению конфликта; происходит перестройка поведения – оно становится произвольным, играя, ребёнок выполняет одновременно две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений становятся через игровой тренинг источником развития поведения самого ребёнка.

Объект: процесс общения у старших дошкольников.

Предмет: процесс формирования навыков общения    в процессе игровых тренингов.

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на           формирование  навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

  1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
  3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
  4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.

       Методы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Наблюдение;
  3. Тестирование;
  4. Анализ личной документации детей;
  5. Психолого-педагогический эксперимент;
  6. Качественно-количественный анализ результатов исследования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.

1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.

       Изучение  проблемы соотношения личности и  общения в отечественной психологии имеет довольно богатую традицию   (Б.Г.Рубинштейн, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин).

       Общеизвестно, что общение – это универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни. Универсальность общения обнаруживается как при взаимодействии «человек – человек». Так и в ситуациях, когда человек находится наедине с самим собой.

       Подход к личности как интегральной индивидуальности позволяет рассматривать любую из её составляющих в качестве детерминанты изменения самых различных сторон, характеристик, уровней, видов и качества общения. Если в исследованиях взаимодействия личности и общения происходит отход от данного принципа, то неизбежно формируется «коллекционерский» взгляд на личностные причины затруднений в общении.

       От  исследования к исследованию расширяется  список личностных характеристик, приводящих к затруднениям.[9]

       Было  выявлено также значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше опознают различные эмоциональные состояния люди  с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям, осторожные в межлюдских контактах.

       Непременным условием диалогического типа общения  становится принцип взаимности: личностное отношение, открытое обращение, глубокое и разностороннее понимание обоих партнёров. Если придерживаться этой модели оптимального общения, то затруднённое общение будет, если один из партнёров не обладает когнитивной сложностью в отражении других людей, объективен в отношении к другому, неискренен.

       Таким образом, созданные в социальной психологии модели оптимального общения  не являются в полной мере пригодными для сравнения с наличным общением и тем более не могут служить  объективными критериями отсутствия или  присутствия затруднённого общения.[22]

       По  данным А. С. Кочарян, такая характеристика личности, как когнитивная сложность  – когнитивная простота, влияет на поведение в эмоционально-сложных  ситуациях общения. Более конструктивными  в конфликте, по её мнению, являются когнитивно простые люди. Нюансированное, вариативное поведение когнитивно сложных людей воспринимается как конфликтогенное в силу выявленной связи когнитивной сложности с механизмом манипуляции в реальных ситуациях.

       В отечественной психологии также  сложилось мнение, что социально -   перцептивная компетентность, социальный интеллект связаны с решением определённого класса задач в сфере общения. Так, социальная проницаемость раскрывается в быстром и адекватном познании людей и отношений, складывающихся между ними, способностей прогнозировать поведение партнёров. Социальный интеллект проявляется в способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию.

       В процессе общения наблюдается взаимодетерминация  личности и общения. Личностные образования  оказывают влияние на результаты общения, а те, в свою очередь, воздействуют на личность партнёров, формируют её социально-перцептивную сферу (образы, представления, эталоны, стереотипы), систему отношений, способы обращения, навыки и умения коммуникативного поведения. В зависимости от интегральных личностных образований, оказывающих воздействие на общение, изменяются характеристики общения, совокупность которых придаёт ему качество затруднённого или незатруднённого.

       Учитывая  специфику взаимосвязи личности и общения, важно подчеркнуть  влияние выделенных личностных характеристик  субъекта общения на степень осознания  себя и другого в качестве трудных партнёров взаимодействия, на изменение представлений о себе и другом. [24]

       Ситуация  затруднённого взаимодействия –  это ситуация, в которой один или  оба партнёра являются субъектами затруднённого  общения, один или оба партнёра с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате этого один или оба партнёра испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, приводящее к трениям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности. К таким ситуациям в первую очередь относятся ситуации «ограничения», «отказа», «обвинения», «оскорбления».

       Субъект общения – это индивид, наделённый свойством субъектности (то есть всеми характеристиками субъекта), проявляющимися прежде всего в преобразовательной активности участников общения и в установлении субъективных связей индивида с другими людьми (иными словами, в установлении определённых отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка субъекта общения может быть конкретизирована в соответствии с различными точками зрения на психологическое содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов общения.

       Наибольшее  внимание отношениям как форме выражения субъективности индивида уделено в работах В. Н. Мясищева и его последователей. Разработанная В. Н. Мясищевым концепция отношений содержит понимание субъекта общения как субъекта отношений, которые лично пережиты, субъективно значимы и оставляют глубокий эмоциональный след.

       Субъектность  представлена в спектре личных отношений, перешедших в свойства личности и  черты характера, в её установки, мотивы, ценностные ориентации. Иными  словами, система отношений личности как её субъективное свойство и главное качество субъектности является фундаментальной детерминантой направленности, качества и силы преобразовательной активности субъекта общения.

Информация о работе Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий