Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире такое понятие как семья у большинства людей ассоциируется в большей степени с матерью, а не отцом. Однако, несмотря на то, что  мать в семье играет огромную роль, отец так же является неотъемлемой её частью. В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи, в связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене и другим членам семьи. Тем не менее, одна из главных их задач – формирование в ребенке-мальчике будущего мужчины, не просто человека, а гражданина, члена общества, а будущего мужа и отца.

В дошкольном возрасте, особенно в период около пяти лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя определенного пола. Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через группу сверстников. И.С.Кон утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, является универсальным фактором половой социализации. Оценивая поведение ребенка, его физические данные в свете существующих у детей критериев маскулинности и фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, дети тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под сомнение его половую идентичность и поло-ролевые ориентации [11, с. 98].

В педагогике, наряду с решением общих как для мальчиков, так и для девочек нравственных задач, важно воспитывать и специфические для того или иного пола, нравственные качества, принимая в расчет тот факт, что эти нравственные качества в структуре личности представителей мужского и женского пола занимают разное место и имеют разную степень выраженности.

Однако важнейшим агентом социализации ребенка была и остается семья. К сожалению, кризис семьи, отмечаемый как одно из значительных социальных явлений, выразился в частности, в том, что мужчины практически утратили свою ведущую роль, как главы семьи, так и воспитателя и наставника. В связи с чем, необходимо проводить активную работу, направленную на воспитания осознанного отношения к родительству у отцов мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.

Говоря о степени научной разработанности проблемы роли отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста, то следует отметить, что в основном все исследования сосредотачиваются в большей мере на изучении взаимоотношений матери и ребенка. Решение вышеуказанной проблемы невозможно без разработки научно-методического обеспечения данного процесса. Впервые этой проблемой начали заниматься такие ученые и исследователи как Ю.Е. Алёшина, М.Г. Воронцова, Т.А. Гурко, И.С. Кон, Б.И. Кочубей, И.Г. Остроух, З.Х. Саралиева, Г.Г. Филиппова, Н Чадороу. Изучением особенностей развития личности мальчика дошкольного возраста, исследованием половозрастных, психосексуальных особенностей дошкольников мужского пола занимаются Б. Каган, Д, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т. А. Репина, А. Г. Хрипкова. Что касается функций и задач отцовства, влияние пола ребенка на специфику отцовского воспитания, влияние отцовской любви на развитие ребенка, а также влияние переживания совместных родов и модели прародительского воспитания на становления отцовства, то им огромное внимание уделено в  работах Н.В. Дмитриевой, В.Н. Дружинина, Ю.В. Евсеенковой, О.А. Карабановой, Р.Кэмпбелла, А.Г. Маклакова, В.М. Целуйко и Э.Г. Эйдемиллера.

Изучение литературы показало, что проблема роли отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов.

Для курсовой работы мы избрали тему «Роль отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста», исходя из её актуальности и практической направленности.

Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.

Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.

Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.

Задачи исследования:

1.Проанализировать  психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.

3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • анализ и синтез полученной информации в контексте исследования.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении и характеристики проявлений мужественности мальчиками дошкольного возраста, а так же в определение форм и методов формирования мужественности у мальчиков дошкольного возраста. Полученные результаты могут быть применены в работе различных детских дошкольных учреждений. Теоретическая значимость исследования заключается в определении психологических особенностей мальчиков дошкольного возраста и в уточнении роли отца в воспитании детей.

Работа состоит из двух глав теоретического характера, введения, заключения, списка литературных источников, приложения. Общий объем курсовой работы составляет 42 страницы. Литературных источников – 24.

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Психологические особенности мальчиков дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 – 4 года), средний (4 –5 лет) и старший (5 – 7 лет) дошкольный возраст.

В данный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка: развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность, формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок обдуманно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны дарить первичные эстетические оценки: красиво – некрасиво, нравится – не нравится.

К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Отметим, что речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены    потратить большее  количество  времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их.

В обозначенный возраст у детей развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы), ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Выделяют такие особенности развития речи в дошкольном возрасте:

  • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  • появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
  • ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
  • речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней [9, с. 67].

В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она отличается динамичностью и носит объяснительный характер, но недостаточно соответствует нормам использования лексических единиц.

Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. В это время стремительно расширяются рамки семьи: раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Ребёнок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [9, с 45]. У дошкольника начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей: 
1. Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых). 
2. Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях). 
3. Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме). 
4.Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых). 
5. Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»). 
6. Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.

Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему вероятность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», то у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.

Так же в этом возрасте изменяется место ребенка в системе отношений, он уже не является центром своей семьи. У ребёнка развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений, происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он – индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

В дошкольном детстве у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Дошкольники все ещё остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу экспансивный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что более того ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще изрекать ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится полагаться себе [13, с. 74].

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Отметим, что мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. [19, с. 61]. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата – и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится осуществлять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Так же в игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели, происходят качественные изменения в психике ребенка. В строительных играх если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству.

Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста