Формирование мотивов учения на уроках технологии у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Проработав много лет в школе, учитель заметила ослабление интереса к предмету «Технология», это связано и с насыщением рынка красивой одеждой, предметами украшения быта, продуктами питания, и увлечение учащихся информационными технологиями. Но федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения предъявляют определенные требования к уровню подготовки учащихся, поэтому формирование мотивации к учению можно считать одной из главных проблем. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

Файлы: 1 файл

Экзаменационная контрольная работа.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

 «Формирование мотивов учения на уроках технологии у учащихся среднего школьного возраста »

 

    Проработав много лет в школе, учитель заметила ослабление интереса к  предмету «Технология», это связано и с насыщением рынка красивой одеждой, предметами украшения быта, продуктами питания, и увлечение учащихся информационными технологиями. Но федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения предъявляют определенные требования к уровню подготовки учащихся, поэтому формирование мотивации к учению можно считать одной из главных проблем. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

     А.К.Маркова даёт следующее  определение мотива учения: «Мотив – это направленность школьника на  отдельные стороны учебной работы, связанная с  внутренним отношением ученика к ней». Под мотивацией учения понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. Кроме того, мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.

   Исходная мотивация формируется  на начальном этапе урока. Учитель  использует различные приёмы  стимулирования деятельности учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности, усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность, усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Для формирования заинтересованности школьников в теме урока можно создать проблемную ситуацию показом видеофильма или мультфильма. Например, на уроке по теме «Моделирование» учитель показывает мультфильм «О мода, мода…», после просмотра которого, учащиеся не только формулируют самостоятельно тему, но и у них появляется интерес к изучению материала урока.

   Одним из приёмов стимулирования  мотивов учения является экскурс  в историю. На уроке «Гигиена  кожи. Уход за кожей лица» демонстрируется  фильм о том, какие эталоны красоты были в разные исторические эпохи, и какие средства использовали  женщины для ухода за кожей.

      Хороший результат  для побуждения щкольников  к  изучению материала дают опережающие  задания. Например, в 6 классе перед изучением темы «Блюда из круп», учащимся предлагается найти материал и ответить на вопросы «Чем прославился министр финансов Российской Империи Д. Гурьев?» и как появилась поговорка «С ним каши не сваришь»?

      Во время изучения темы «Изделия из дрожжевого теста» в 8 классе, учитель зачитывает отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и ученицам предлагается в словарях найти объяснение таким изделиям из теста, как скородумки, шанижки, пряглы, лепешки со всякими припеками.

     В последнее время  снизился интерес учащихся к  изучению раздела «Работа с  тканью». Если в 5 классе девочки  еще с интересом изготавливают  своё первое швейное изделие, то к 8 классу желание шить пропадает, особенно это касается поузловой обработки изделий. В этом случае учитель использует информационные технологии и Интернет ресурсы. Значительно повышает интерес к изучению тем виртуальная экскурсия по модным сайтам, во время которой ученицы имеют возможности узнать последние новости в области моды, узнать о новинках и тенденциях в области женской и подростковой моды. Хороший результат в плане мотивации дает использование нестандартных уроков. Например, при изучении темы «Стили и силуэты в одежде» в 7 классе учитель проводит имитационно-моделирующий урок, во время которого щкольницы не только создают макеты одежды различных стилей по своим эскизам, но и имеют возможность познакомиться со структурой мастерских по изготовлению одежды.

      Особое внимание  при изготовлении швейных изделий  уделяется индивидуальным особенностям учениц, их желаниям и уровню подготовки.

Для этого учитель выявляет эти особенности , затем разрабатывает технологические карты на каждый вид изделия.

       Большое влияние на формирование положительной мотивации оказывает проведение выставок, конкурсов мастерства, выставок продаж, выступления театра мод с показом собственных изделий.

      Хорошие возможности  для стимулирования мотивации  обучения имеет применение метода  проектов. Учащиеся самостоятельно  выбирают тему проекта, под руководством учителя разрабатывают её, собирают материал, изготавливают изделия. Такие проекты как «Литературные  основы русской кухни», «Мой край казачий», «Мода пушкинской эпохи», не только с большой активностью выполнялись учениками, но и интересом были просмотрены учащимися школы и района.

   На формирование мотивов  учения оказывают влияние такие  факторы, как создание общей доброжелательной  атмосферы в классе; коллективная  и групповая формы организации  работы; отношение сотрудничества учителя и ученика; привлечение школьников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

    Таким образом, мотивация  является основным условием интерактивного  обучения, поэтому для любого  педагога важно выявить наличие  и содержание образовательных  потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом этапе урока целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности.

        

 


Информация о работе Формирование мотивов учения на уроках технологии у учащихся среднего школьного возраста