Формирование коллектива и межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.

Содержание работы

I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.

Файлы: 11 файлов

0 (Автосохраненный).doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

 

Межличностные отношения  в ученическом коллективе.

    

     Межличностное отношение - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются объективно в способах и  характере взаимных влияний людей в ходе общения и совместной деятельности. Межличностное отношение можно представить как систему установок, стереотипов, через которые люди оценивают друг друга.

Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой.

Социально-психологический  климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями  совместно живущих, работающих или  обучающихся людей.

Общественное  настроение, как и все другие общественно-психологические явления, отличаются от индивидуально-психологических тем, что в них каждая конкретная личность выступает одновременно и в качестве субъекта, отражающего другие личности, и в качестве объекта, отражаемого другими личностями. В реальной контактной группе, и тем более в коллективе, это происходит как одновременное взаимодействие, являющееся сущностью межличностных отношений, проявляющихся в общении.

Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым (Я хорошо себя вел? А вы мне поставите пятерку? Можно я переделаю работу?)

Детский коллектив активно  формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший  школьник приобретает личный опыт отношений  в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая  атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия  для развития младшего школьника: порождать  чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка  в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

При изучении межличностных  отношений в классах начальной  школы можно выделить три этапа:

  1. изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;
  2. изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;
  3. определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера. Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

В свое время  А. С. Макаренко отмечал, что одной  из главных задач педагога, воспитателя  является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних  перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем детям и особенно трудновоспитуемым.

При тех неблагоприятных  условиях семейного воспитания, в которых находится часть детей, для которых особенно тяжелы по своим последствиям изоляция в коллективе класса, обостренная конфликтность в отношении с учителями.

Межличностные отношения людей, входящих в состав коллектива, формируют особый тип отношений, для которых характерно следующее.

  • Наличие высокого уровня сплоченности между членами коллектива;
  • Наличие стремления к самоопределению в противовес конформности или  нонконформности, которые особо ярко проявляются в группах боле низкого уровня развития;
  • Наличие тенденции к коллективной идентификации;
  • Наличие высокого уровня референтности членов коллектива по отношению  друг к  другу;
  • Наличие объективной оценки груза ответственности, который следует возложить на того или иного члена коллектива при совместно выполняемой работе.

Вот пример ученицы 4 «Г» класса Кати П. Катя - типичный трудный ребенок. Учится плохо, уроков не готовит, дерзит учителям, дерется с одноклассниками, неряшлива, груба, невыдержанна, озлоблена. Я, находящаяся на педагогической практике в этой школе, решила поближе познакомиться с Катей, условиями ёе воспитания и помочь ей исправиться.

Все попытки встретиться  и поговорить с родителями успехом  не увенчались, поскольку родители постоянно находились в нетрезвом  состоянии.

Наблюдения за Катей  на уроках и переменах показали, что она постоянно в школе испытывает отрицательные эмоции, находится в состоянии крайнего возбуждения. На перемене се дразнят ребята, она дерется, дает сдачи. На уроках ее ругают учителя и приводят как отрицательный пример другим ученикам. В результате у ребенка не осталось ни места, ни близкого человека, позволивших бы ей успокоиться, восстановить нервно-психическое состояние. Однако этому никто не придавал значения, и психоневрологическая помощь также не была своевременно оказана

 

Но когда Катя обрела старшего надежного друга, студентки т.е. меня, проявившего к ней искреннюю доброжелательность и внимание, которому удалось изменить отношение к ней со стороны одноклассников и учителей, девочка заметно улучшила свое поведение, стала более спокойной, уравновешенной, прилежной.

И для этих благоприятных перемен потребовалось, чтобы одноклассники перестали оскорблять Катю обидными прозвищами и оказали помощь в учебе, а учителя, в свою очередь, также проявляли к ней более бережное отношение, находили возможность не только делать замечания, но и одобрять ее похвалой, теплым обращением.

 

Подобные формы и методы воспитательно-профилактических корректирующих воздействий вполне реально осуществимы  в практической работе школы. Возможности  их реализации, в конечном счете, определяются гуманистической позицией учителя, уровнем его педагогического мастерства и характером, стилем его отношений с учащимися, классным коллективом.


Библиография.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вывод.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Эпиграф.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений