Формирование эстетической культуры подрастающего поколения средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Цель написания моей контрольной работы: выявить, каким образом формируется эстетическая культура подрастающего поколения в процессе культурно-досуговой деятельности.
В связи с этим, можно определить, что задачи моей работы – это исследование таких вопросов, как:
Психофизические и социальные особенности подросткового возраста.
Культурно-досуговая деятельность подростков.
Формирование эстетической культуры средствами искусства (музыка и театр).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1: «Особенности подросткового возраста»…………………………….... 5
Глава 2: «Культурно-досуговая деятельность подростков»………………....... 8
Глава 3: «Формирование эстетической культуры подрастающего поколения средствами искусства»……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

педагогика КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

Практически-преобразующая  деятельность создаёт и преобразует личность посредством реальных практических действий.

Ценностно-ориентированная  деятельность – та, которая позволяет приобретать или видоизменять свое отношение к окружающему миру, свою оценку общественных явлений.

Творческая деятельность носит автономный характер, когда она связана непосредственно с искусством. В то же время, творческое начало носит всепроникающий характер: оно может присутствовать во всех видах культурно-досуговой деятельности.

Содержание той или иной деятельности всегда опирается на какую-то форму. Форма - это способы и средства организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

Формы культурно-досуговой  деятельности классифицируются по следующим основным признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по характеру (активные, пассивные);

- по времени (кратковременные, систематические, периодические);

- по направленности контактов  (непосредственные и опосредованные).

Инструменты, с помощью которых раскрывается содержание культурно-досуговой деятельности, называют средствами. Средства - это пути или способы передачи содержания в целях оказания влияния на сознание и чувства посетителей учреждения культуры. Они бывают: устные (живое слово); печатные (газеты, журналы); кино/радио/телевидение; художественные (литература, живопись, искусство и самодеятельность разного характера); технические.

Одно из лидирующих мест в  культурно-развлекательной деятельности занимает игра. Игра выступает и как метод, и как форма подготовки программы. В подростковом возрасте, в отличие от младшего, игра принимает больше соревновательный характер, чем развлекательный. Это связано с подростковым желанием самоутвердиться, проявив себя в спорте, музыке или интеллектуально. Поэтому игра – отличный способ подтолкнуть подростка к активному и интересному времяпрепровождению.

Активный отдых связан с активизацией духовных интересов, побуждающих человека к активным поискам в сфере культуры. Это стимулирует познавательную деятельность личности: чтение книг, посещение музеев, театров. Познание способствует расширению культурного кругозора и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга обогащает духовный мир личности.

В каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше, вопросы организации досуговой занятости приобретают особую актуальность. Проекты и мероприятия, проводимые в учреждениях культуры, направленные на решение данных задач, должны входить в разрабатываемые целевые программы по организации досуговой занятости детей и подростков в летний период.

В организации летнего  отдыха детей и подростков может  быть использован опыт работы летних оздоровительных лагерей и лагерей  на базе общеобразовательных школ.

Характеристика подросткового досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает как личностные, так и общественные стороны данного явления. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека. Между духовным миром человека и содержанием его досуга существует прямая зависимость. Культурным может быть только содержательно насыщенный и эффективный по своему воздействию на личность досуг. У каждого человека индивидуальный стиль досуг, свой принцип организации свободного времени: творческий или нетворческий. Но есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным: социальные, экологические, нравственные и духовные. Досуг  рассматривается как реализация интересов личности связанных с саморазвитием, самореализацией, общением и оздоровлением. Это и есть социальная роль досуга.

Очень важно, чтоб организация досуга подростка должна происходить не принудительно, а только с согласия и заинтересованности ребёнка.

 

 

 

Глава 3. Формирование эстетической культуры подрастающего поколения средствами искусства: музыкальный театр.

 

Эстетическое воспитание способствует развитию самосознания, формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, расширяет возможности совместной деятельности и общения подростков. Эстетика развивает все духовные способности человека, необходимые в творчестве и тесно связана с нравственным воспитанием. Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру.

Просто научить человека воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности – этого мало: главной задачи эстетического воспитания - развитие творческих способностей личности. Приобщение людей к мировой культуре - необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания: формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности.

Эстетическое воспитание происходит на всех возрастных этапах развития личности. Чем раньше оно станет целенаправленным, тем больше вероятность его результативности. С раннего возраста ребенок познаёт окружающий мир через игровую деятельность, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих возможностей, развития воображения и накопления первых эстетических впечатлений у ребёнка.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От степени  их развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность стремлений и деятельности, особая одухотворенность отношения к людям и к окружающему миру.

Формирование эстетической культуры средствами искусства - одно из главных звеньев воспитания подростков. В искусстве с наибольшей полнотой и последовательностью проявляется художественный потенциал человека. Искусство воспитывает эстетическое отношение человека к действительности.

 Эстетическое развитие личности средствами искусства называют художественным воспитанием. Оно развивает в человеке умение правильно воспринимать явления красоты. Цель художественного образования - приобщение человека к художественной культуре; результат - знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства, его видов, потребность в общении с ним, умение ценить подлинное искусство.

 

Как я уже говорила, я  работаю в детском музыкальном  театре. Поэтому мне хотелось написать о влиянии музыки и театра на формирование личности.

Театр – одна из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм эстетического  освоения действительности. Привлекательность  театрального вида творчества заключается  в следующих особенностях:

  • Театр - синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, цвета, пластики, ритма. Многожанровая природа театра даёт детям возможность понять многообразие и красоту окружающего мира.
  • Театр обращается к ребёнку как к целостной личности. Занятия театральным искусством включают в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат человека.
  • Театр - коллективное искусство. Ребёнок учится взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
  • Театральное искусство очень близко детям, потому что игра и общение - основной язык театрального искусства - ведущая психологическая деятельность в детском и юношеском возрасте.
  • Театральное искусство обращено к самым широким социальным слоям. Театр может объединить под своей крышей детей с разными увлечениями и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу юных и взрослых зрителей. 

Театр раскрывает и реализует творческие способности ребёнка, а также, развивает в детях очень важное качество: способность к сопереживанию, состраданию, отзывчивости, умение посмотреть на мир глазами другого человека. Кроме того: развиваются память, внимание, творческое мышление, воображение, фантазия, эмоциональная сфера ребёнка; прививается интерес и любовь к театральному искусству; происходит формирование активной творческой жизненной позиции, потребности с пользой, интересно проводить свой досуг.

Основной метод работы режиссёра для продуктивности творческого  процесса и поддержания дисциплины в театре – индивидуальный подход, несмотря на то, что творчество коллективное. Этот же метод особенно важен и в работе с подростками, в связи со сложностями этого возраста.

Занятия в музыкальном  театре максимально развивают способности  ребёнка и его духовный мир. Здесь  дети не только знакомятся с искусством – но и участвуют непосредственно  в его создании: сами поют, танцуют, играют, создают костюмы, участвуют  в постановке номеров. В театре, в  котором я работаю, ребятам предоставляется  возможность постановки собственных  концертных номеров.

Музыка занимает одно из первых мест по силе эмоционального воздействия на человека. Музыка – это язык чувств. В результате музыкально-театральной деятельности дети учатся не только понимать прекрасное сознательно, но и чувствовать его на эмоциональном, интуитивном уровне.

Я преподаю в нашем театре  вокал и хочу заметить, что что сочетание музыки с театром чрезвычайно удачно для развития как духовного, так и интеллектуального. Многие люди, занимающиеся вокалом, стремятся хорошо петь, не уделяя должного внимания тому, что поют. А актёр не имеет права просто петь: он должен передать чувства и характер своего лирического героя. Такая задача требует более глубокого и серьёзного отношения к делу, заставляет понять и прочувствовать исполняемое произведение. Таким образом, в творчестве на первое место выходит идейность, а не техничность.

Наш театр ставит мюзиклы, шоу-номера и шоу-программы; проводит новогодние представления для тетей  нашего Луховицкого района, в том  числе, благотворительные: для детей-инвалидов. Всё это положительно отражается  на эстетическом и нравственном воспитании детей. Так же мы много ездим на гастроли и фестивали, где дети обмениваются опытом и знаниями с другими коллективами, ходят на мастер-классы, много общаются. Каждый год мы ездим с детьми в Московские театры на музыкальные спектакли: эти поездки носят и познавательный и развлекательный характер. Чтобы вызвать эмоциональный отклик детей после просмотра мы проводим беседы, диспуты, обсуждения, обмен мнениями. Таким образом, в ребёнке формируется активный слушатель, зритель, умеющий ценить искусство, отличать хорошее и плохое, глубоко понимать и чувствовать, вслушиваться, анализировать, размышлять.

Обучение в музыкальном театре представляет собой непрерывный процесс самопознания, саморазвития и самосовершенствования через творчество. По своим личным наблюдениям за воспитанниками нашего театра, могу сказать, что они заметно отличаются от многих своих сверстников. Они более читающие, культурно образованные, социально-активные: много участвуют в общественной жизни города, являются активистами в своих школах. Многие из ребят, помимо театра, занимаются в музыкальной школе, в спортивных секциях, являются членами детской думы нашего города. Бесцельное времяпровождение для них слишком скучно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека, является свободное время, т.е. досуг. Организовывая культурно-досуговую деятельность детей, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Проблема досуга подростков отличается большой сложностью и  противоречивостью. Неорганизованность свободного времени и неумение правильно  распорядиться им, часто приводит детей к социальным проблемам.

Существует тенденция снижения уровня культуры по направлению от города к деревне: чем меньше населённый пункт, тем меньше в нем кинотеатров, домов культуры и тому подобных заведений. У подростков небольшой выбор занятий в свободное от учёбы время, что часто приводит к проявлению асоциальности в поведении: пьянство, наркомания, преступность и т.д. Поэтому  организация культурно-досуговой деятельности имеет особое значение в небольшом городе.

Очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса. Главную роль в этом вопросе играет художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства: оно формирует культурно просвещённую, социально и творчески активную личность.

Рассмотренные в моей работе вопросы подводят к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного формирования эстетической и художественной культуры личности в подростковом возрасте. Важным инструментом воспитания являются культурно-досуговые учреждения.

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

  1. http://dictionary.fio.ru
  2. www.mirrabot.com/work/work_7611/html
  3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. «Педагогика досуга» - М. Издательство Флинта, 1998.
  4. Жарков А.Д. «Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник» - М.: МГУКИ, 2007.
  5. Казанская В.Г. «Подросток. Трудности взросления». Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд. доп. -  Спб, 2008.
  6. Кон И.С. «Психология ранней юности» - М. Просвещение, 1980.
  7. Лишин О.В. «Подросток в эпоху перемен» / Лишин О.В. «Мир психологии». - 2007.
  8. Мудрик А.В. «Основы социальной педагогики» [Текст]: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования» А.В. Мудрик. - М.: ACADEMIA, 2006.
  9. Аникеева Н.А. «Воспитание игрой». Книга для учителей - М., Просвещение, 1987
  10. Халабузарь П.В. «Эстетическое воспитание в школах искусств».

Информация о работе Формирование эстетической культуры подрастающего поколения средствами искусства