Формирование экологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе
1.1 Концепция современного экологического образования в российской начальной школе
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое воспитание учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 классов
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
2.2 Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте
2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

Следовательно, стратегическая цель экологического образования  в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый  результат: идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный  процесс, требующий решения следующих  задач:

  • обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
  • воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
  • развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Одна  из важнейших задач современной  школы – повышение экологической  грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования  природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к  природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры [96].

В статье «Формирование экологической культуры»  С.В. Лескова говорит о том, что  истоки экологической культуры берут  свое начало в многовековом опыте  народа - в традициях бережного  отношения к природе, природным  богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали  природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело  зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись  духам природы и вместе с тем  ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу  природы и передавать накопленные  знания детям [54] .

С.Н. Глазачев рассматривает экологическую культуру с позиции культурологии. Под экологической культурой он понимает такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности [28,15].

Педагогами экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды [66].

В. Стаценко и Г. Петрова рассматривают особенности  младшего школьного возраста. По их мнению, младший школьный возраст  – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В  этот период происходит качественный скачек, в значительной степени опережающий  процесс развития экологической  культуры личности в дальнейшем выражающейся в формировании у ребенка осознанного  отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевать в своем мироощущении расстояние от «я - природа» до «я и  природа».

У ребенка  в этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит накопление личностью опыта по взаимодействию с окружающим миром, что приводит к формированию прочной наглядно-образной картины мира, определяющей процесс  развития экологической культуры личности в дальнейшем.[92,60]

Формирование  экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.

Первый  уровень включает в себя любование  природой, умение посредством слова  выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат  солнца и т.д.).

В работах  методистов по природоведению Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой и др., отмечается, что в этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного  народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.

Второй  уровень предполагает наблюдение, переживание  и осмысление увиденного и услышанного  в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы  должны стать для учащихся школой любви и активного отношения  к природе.

Показателями  сформированности экологической культуры ребенка младшего школьного возраста на втором уровне, как считает И.В. Цветкова, являются следующие:

  • ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо – плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;
  • старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;
  • пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде [92,61].

Третий  уровень сформированности экологической  культуры проявляется в том, что  школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

На этом уровне личный опыт ребенка пополняется  новым содержанием:

  • анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния;
  • сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
  • действительной заботой о представителях растительного и животного мира;
  • использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
  • воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях  сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;
  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней [92,61].

В концепции  экологического образования в Российской школе, разработанной в 1994 году, указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:

—формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа  — общество;

  • формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [86].

Однако  экологическая культура у ребенка  формируется лишь при благоприятных  социальных условиях в семье, детском  саду, школе, ближайшем природном  и социокультурном окружении. П.П. Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором  развитие ребенка сравнивается с  ростом семени, а среда – с  почвой, влагой и т.п. Как почва  и влага для растения, так и  благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется  и чахнет. Но каждое семя требует  своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением  надо считаться с тем, какое это  семя, каковы законы его роста. И  отношение растения, как всякого  живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды  одно и не принимает другого. Оно  само в свою очередь влияет на среду  и создает ее. В несравнимо более  активной форме то же делает ребенок.

На рубеже XX и XXI веков видные ученые в области экологического образования: А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов, Д.Н.Кавтарадзе, Н.В.Добрецова, Н.В.Скалон, Л.П.Симонова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, А.Д.Урсул и др. переосмысливают основные положения концепции общего экологического образования. Раздаются голоса ученых, ратующих за более сбалансированное культуросообразное образование, предлагают преодолеть господство одностороннего «знаниевого» подхода, потеснить знания в пользу деятельностного подхода, позволяющего продуктивнее усваивать компоненты содержания экологического образования, сделать его более практикоориентированным, пригодным для использования в повседневной жизни каждым выпускником школы. В связи с этим следует больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия урочной, внеурочной и внеклассной работы в школе.

В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро  была принята Концепция Устойчивого  развития и за прошедшие годы стала  одной из наиболее влиятельных стратегий  развития человечества. Она принята 179 странами мира. Важное место в  реализации стратегии устойчивого  развития отводится образованию  для устойчивого развития, над  проблемами которого в настоящее  время задумываются многие специалисты.

А.Д.Урсул  приводит толкование понятия «устойчивое  развитие» и свой взгляд на образование  для устойчивого развития. Под  устойчивым развитием понимается развитие, обеспечивающее:

  • сбалансированное решение демографических проблем;
  • решение социально-экономических задач;
  • сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Сущность  устойчивого развития заключается  в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному  уменьшению антропогенного давления на нее. Устойчивое развитие как новая  социоприродная форма развития ориентировано  на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Образование, по мнению профессора Урсул  А.Д., потребуется не модернизировать, а трансформировать, т.е. необходимо создание новой модели образования XXI века в целом.

Современное образование автор характеризует  как информационно - коммуникативное, передающее информацию, накопленную  предыдущими поколениями, другим, следующим  поколениям. Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе  мирового сообщества должен произойти  кардинальный переворот, поворот к  будущему, определяемый целями устойчивого  развития. Сознание человека должно быть ориентировано на будущее, для этого  необходимо формировать экологическое  сознание людей в качестве доминирующей составляющей будущего ноосферного  мышления. Чтобы изменить сознание и культуру действий большинства  населения планеты, потребуется  интенсификация общего экологического образования и экологизация прочих видов образования, а так же средств  массовой информации [91, 9].

Экологическое образование и экологизация образования  – важнейшие элементы опережающего образования. Ученые пытаются показать новое видение экологического образования. По мнению академика Н.Н.Моисеева, экологическое  образование должно существенно  изменить свое содержание. От решения  локальных, региональных проблем оно  должно перейти к глобальным проблемам, ибо глобальный переход к устойчивому  развитию сопряжен с обеспечением экологической  безопасности в планетарном масштабе.

Информация о работе Формирование экологической культуры младших школьников