Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть цели, задачи содержание обучения грамматике.
3. Изучить методику формирования грамматических навыков на начальной ступени обучения на опыте работы учителя.

Файлы: 1 файл

КР Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения в школе Прожерина А.В 34 И.docx

— 77.63 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обучение иностранному языку  в современных школах преследует практическую цель: обучить учащихся общению на языке, который в свою очередь подразумевает освоение фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков.

В настоящее время отсутствует  единое мнение у педагогов, психологов и методистов о роли и месте  грамматики в обучении иностранному языку. Отдельные авторы считают, что  формирование грамматических навыков – одно из слабых мест в обучении иностранному языку в школе. 

Грамматике, как таковой, в школе не обучаются вообще, а  грамматические навыки формируются  на интуитивной, бессознательной основе. В этом и усматривается одна из основных причин «слабых мест» в процессе их формирования, когда учащиеся как бы употребляют в речи языковые структуры, но не осознают их грамматической информации, а, следовательно, не всегда точно понимают их значение, не овладевают умением самостоятельно конструировать предложения по грамматическим образцам.

Так, Г.В. Рогова считает, что  невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение  какой – либо формой речи, т.е. грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи [2]. Грамматике принадлежит организующая роль. В коре головного мозга действует система стереотипов, которая и диктует эти правила организации слов в связное целое. Система стереотипов определяет существование интуитивной, неосознаваемой грамматики, которую носит в себе каждый человек на родном языке. При изучении иностранного языка также необходимо запустить механизм стереотипов на базе отобранного грамматического минимума, т. е. создать интуитивную грамматику, которая способствовала бы организации речи на иностранном языке [16]. Отсюда и вытекает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Обучать грамматике иностранного языка – это значит формировать  специфичные для данного языка  грамматические механизмы, причем так, чтобы у младших школьников одновременно складывались определенные грамматические знания и умения [13]. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного значения. Грамматика при изучении иностранного языка выполняет несколько функций. С одной стороны – это средство формирования коммуникативной компетенции, с другой – самостоятельный раздел в практике языка, всё больше подлежащий контролю.

Действительно, при изучении, например, немецкой грамматики, часто  приходится прибегать к грамматике русского языка; сравнивать, сопоставлять, но ещё большее значение имеет  то, насколько учитель владеет  методами формирования грамматического  навыка у учащихся. Без знания теории данного вопроса, трудно спланировать эффективную работу на уроке. Наиболее интересными в плане освоения методики вопроса по формированию грамматического  навыка являются работы авторов И.Л. Бим, В.М. Филатова, Е.И. Пассова, В.Г. Гака, П.Я Гальперина, Н.И Гез, С.Ф Шатилова.

Принимая во внимание то, что ученики не очень любят  грамматику своего родного языка, так  как очень большие правила, с  трудом запоминающиеся, поэтому от учителя иностранного языка требуется  хорошее знание и русской грамматики и грамматики изучаемого иностранного языка.

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка.

Объект исследования: формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: методика формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе.

 

 

Задачи:

  1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.  Раскрыть цели, задачи содержание обучения грамматике.

3. Изучить методику формирования грамматических навыков на начальной ступени обучения на опыте работы учителя.

Методы:

 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования.

2.  Изучение опыта работы учителя по теме исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.       Материалы данной работы могут быть рекомендованы студентам педагогических специальностей во время прохождения педагогической практики и учителям школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1 Цели, задачи и содержание обучения грамматике

 

Слово грамматика многозначно. Смешение двух его основных значений имело немалые последствия для  методики обучения иностранным языкам.    С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении «грамматический строй», т. е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который он осмысливает и осознает в процессе школьного обучения.

С другой стороны, грамматика – это теория данного языка, раздел языкознания, обобщение наших знаний о строе языка.

Без владения грамматикой  в первом значении слова не может  быть речевого общения. Дошкольник овладевает грамматическим строем своего родного  языка в процессе отражения (познания) действительности. Формирование и формулирование мысли происходит на основе имитации обильно воспринимаемых образцов речи. В результате в его сознании образуются нервные следы, складываются условно-рефлекторные стереотипные связи –  так называемый динамический стереотип [22]. Это по сути дела интуитивно сформировавшийся грамматический механизм, регулирующий его речевые действия.

Затем ребенок овладевает в школе грамматикой как теорией  языка. Это приводит к обобщению  и коррекции усвоенного интуитивно, к совершенствованию грамматических знаний, умений и навыков.

Основной целью обучения грамматике является формирование у  учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что Вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Для формирования грамматических механизмов необходимо:

1. Рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание.

2.  Отобрать необходимый и достаточный грамматический минимум, усвоение которого обеспечит, с одной стороны, относительно правильное грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности, главным образом говорения, с другой – обеспечит рецепцию, т.е. понимание при чтении и аудировании; следовательно, речь идет об отборе активного грамматического минимума и так называемо пассивного минимума.

3. Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи, что требует в условиях школы особых усилий, т.е. добиться такого положения, чтобы при говорении достаточно было «запустить» лишь первый элемент, и все остальные «срабатывают» по заданной программе [23].

Исходя из сказанного, можно  несколько уточнить общие требования к овладению грамматической стороной речи. А именно:

1. Учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно – речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на его содержании.

2. Они должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен соответствовать отобранный грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей программой. Критерием отбора, которого обычно выступают такие показатели, как его частотность и употребительность в речи, а также его обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество грамматических явлений [14].

Можно грамотно построить  собственное высказывание, используя  достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует  того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в  своей речи, что может стать  серьезным препятствием для понимания  сути высказывания, не говоря уже о  разных тонкостях, выражающихся в возможном  подтексте сказанного. Недостаточный  уровень грамматических навыков  становится барьером на пути формирования речевой и социокультурной компетенции.

В настоящее время, в связи  с утверждением ведущей позиции  грамматики в формировании коммуникативной  компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и  таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.

Процесс становления грамматических навыков и умений протекает поэтапно, но сама трактовка терминов «навыки и умения», в том числе и грамматические навыки и умения, а также этапов их формирования является спорной. Этот вопрос затрагивается в ряде работ, причем точки зрения авторов часто не совпадают.

Грамматический навык  – это способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи [21].

Е.И. Пассов называет грамматический навык как «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это – мгновенно» [10]. При этом некоторые методисты различают морфологические и синтаксические навыки устной и письменной речи, а также рецептивные грамматические навыки – это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте. При этом они делятся еще на рецептивно – активные (если воспринимается материал, который учащиеся знают активно) и на пассивно – рецептивные навыки (в рамках пассивно усваиваемого грамматического материала). Существует точка зрения, что такое дробное рассмотрение грамматических навыков себя не оправдывает.

Следующим этапом, с нашей  точки зрения, следует определение  видов грамматических навыков. Анализируя различные подходы, мы остановились на выделении и характеристике двух видов навыков, это речевые и  языковые грамматические навыки.

Под речевым грамматическим навыком мы понимаем автоматизированное употребление грамматических (морфологических  и синтаксических) явлений в речи на основе «грамматического чувства» [1].

Психофизиологической основой  такого употребления являются автоматизированные речевые связи, или иными словами, речевые динамические стереотипы. Эти  речевые грамматические связи формируются  в процессе приобретения человеком индивидуально – речевого опыта, т. е. овладения различными видами речи – ситуативной и контекстной, диалогической и монологической, устной и письменной.         Под языковыми навыками понимаются операционные навыки образования отдельных форм и структур по правилам, вне условий речевой коммуникации.

Психологическую основу такого вида навыков составляют интеллектуальные дискурсивно – грамматические действия, выполняемые на основе знания соответствующих грамматических правил [9].

Существует мнение, что  овладение языковыми навыками создает  достаточную психологическую базу для формирования речевых умений, без того, чтобы специально и достаточно долго тренировать учащихся в  употреблении данных грамматических явлений  в речевых упражнениях, направленных на создание речевых грамматических навыков [20]. Характер навыка определяет в значительной мере и характер упражнений: языковые навыки приобретаются в языковых, неситуативных, неречевых упражнениях, тогда как речевые грамматические навыки могут успешно формироваться преимущественно в ситуативных речевых упражнениях. Отождествление языковых и речевых грамматических навыков нашло свое отражение, например, в методической концепции B.C. Цетлина [5].

В грамматическом навыке можно  выделить составляющие его более  частные действия:

1.  Выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации).

2. Оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром.

3.    Оценка правильности и адекватности этих действий.

Выбор структуры можно  назвать функциональной стороной навыка. Но есть ещё и формальная сторона - оформление. От неё зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона (оформление) теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка - вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно.

Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой  коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо).

Под грамматическим навыком  говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений  в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать  речевыми морфологическими навыками (к  примеру, образование личных окончаний  глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки [15].

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят  более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного  вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст. 

Информация о работе Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе в общеобразовательной школе