Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

Содержание работы

Введение:
1. Нормативно - правовое обеспечение.
2. Значение.
I. Теоретическая часть:
1. Актуальность (Педагоги и психологи современности по теме. Констатирующий эксперимент).
2. Описание 1 этапа диагностики.
3. Цель, задачи, гипотеза.
3. Особенности составления перспективного плана работы.
II. Практическая часть.
1. Описание системы работы с детьми.
2. Описание системы работы с родителями.
3. Описание системы работы с педагогами.
Заключение.
1.Вывод (описание 2 этапа диагностики).
2. Перспектива.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Удмуртской Республики

Управление образования  и семьи Администрации города Можги

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования»

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Плотникова

Надежда Михайловна

 

Рецензент: Латкина 

Татьяна Анатольевна

 

 

г. Можга 2010 год

 

Содержание

 

Введение:

  1. Нормативно - правовое обеспечение.
  2. Значение.

I. Теоретическая часть:

1. Актуальность (Педагоги и психологи современности по теме. Констатирующий эксперимент).

2. Описание 1 этапа диагностики.

3. Цель, задачи, гипотеза.

  1. Особенности составления перспективного плана работы.
    1. Практическая часть.
  2. Описание системы работы с детьми.
  3. Описание системы работы с родителями.
  4. Описание системы работы с педагогами.

Заключение.

1.Вывод (описание 2 этапа  диагностики).

2. Перспектива.

Литература.

Приложения.

 

 

Введение

 

1. Нормативно- правовое обеспечение

 

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.

В конституции Российской Федерации говорится о том, что  каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

В федеральном законе «об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 10 установлено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.

В Федеральном законе ст. 51 «об образовании» сказано: оздоровительное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Конвенция о правах ребенка  ст.3 п.3 определяет заботу о детях  и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано  заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Согласно Концепции дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни детей в детском учреждении ,организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Родители являются первыми  педагогами своего ребенка. В Семейном кодексе Российской Федерации отмечено : родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о их здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии.

В документе «Критерии  оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Физическое развитие и здоровье» говорится о том, какие в детском саду должны создаваться условия для полноценного физического развития:

1. Педагоги ДОУ создают  условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.

3. Педагоги ДОУ способствуют  становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

4. Педагоги ДОУ создают  условия творческого самовыражения  детей в процессе физической активности.

5. Педагоги используют  разнообразные формы организации  физической активности детей.

6. В ДОУ ведется  работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Таким образом, в нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей.

 

2. Значение

 

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно  бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Уже во второй половине 17 в. передовые мысли в физическом воспитании детей высказывал один из образованнейших людей того времени – Епифаний Славинецкий. Им был создан замечательный документ – «Гражданство обычаев детских». В этой книге особая глава посвящена играм детей и указывается на их большое воспитательно-образовательное значение.

В дальнейшем прогрессивные  общественные деятели И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев рассматривали  физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием молодого поколения.

Большое значение для  разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.

Они определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, его связь с умственным, трудовым и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, выражающемуся в чередовании труда и отдыха, нормализации сна, питания, считая это необходимой здоровой основой для бодрости духа, способности человека к борьбе за лучшее будущее.

Н.К. Крупская придавала  большое значение физическому развитию ребенка. Она считала физкультуру  особенно важной в связи с задачей  воспитания крепкого поколения, подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики воспитания и обучения.

Замечательный педагог  К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений способствующих восстановлению внимания.

Считая наши русские  народные игры могущественными средствами воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.

К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к педагогам, считая, что они обязаны знать такие науки как анатомия, физиология, психология, педагогика чтобы не делать ошибок в руководстве ребенком.

Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является П.Ф. Лесгафт крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии он принадлежал к числу передовых людей своего времени.

П.Ф. Лесгафтом разработана  целостная система физических упражнений для детей. В основу подбора физических упражнений он положил возрастные анатомо-физиологические  и психологические особенности детей, постепенность усложнения и разнообразия движений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил.

Физическое развитие П.Ф. Лесгафт признавал только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью.

Основной задачей при  обучении упражнениям Лесгафт считал воспитание сознательного отношения, дающее возможность выполнять большую работу с меньшей затратой сил. Лесгафт подчеркивал значение слова, обращенного к сознанию ребенка исключающее механическое подражание показу.

П.Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества – дисциплину, честность, правдивость, выдержку. Лесгафт рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

Если П.Ф. Лесгафт как основоположник физического воспитания в России заложил научную основу физического воспитания молодого поколения, то продолжатель его дела В.В. Гориневский развил на этой основе возрастную специфику физического воспитания. Его таблица – «Физические упражнения, соответствующие данному возрасту» - имела широкое распространение.

В.В. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического  контроля за осуществлением занятий  физическими упражнениями и спортом.

А.И. Быкова разработала  систему развития движения детей дошкольного возраста. Она обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениями – его значение, содержание, организацию и методы. Она подчеркнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи с игрой, широком применении приемов в занятиях с детьми, эмоциональности их поведения.

На развитие теории и  практики физического воспитания детей  дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, А.И. Быковой. Совместно с другими авторами они разработали программы по физическому воспитанию детей, учебные пособия для педучилищ и сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

 

 

I. Теоретическая часть

 

Третий год жизни  – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Бабина К.С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Она выделяет примерные показатели анатомо-физиологического развития детей 2 — 3 лет.

 

Возраст

Рост, см

Увеличение роста,

см 

Масса, кг

Прибавка в массе,

кг 

Окружность грудной клетки,

см 

Частота дыхания, мин

Частота пульса, удары 

в мин 

2 года 

86-88

12-13

12-13

2,5-3

50-51

25-30

110-115

3 года 

94-95

7-9

14-15

2

51,5-52,5

25-30

105-110


 

Из таблицы видно, что  в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

Как отмечает Бабина К.С., в раннем возрасте кости ребенка эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. Все это надо учитывать при физическом воспитании.

Особое внимание рекомендуем  уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

В исследованиях Теплюк С.Н. отмечается, что маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, проводит к перестройке процесса дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Теплюк С.Н. пишет : «Физкультуру нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны». С целью укрепления дыхательной мускулатуры и легочной вентиляции он предлагает использовать дыхательную гимнастику.

Информация о работе Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования