Целостный педагогический процесс:понятие,структура,сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

в реферате рассматриваются такие аспекты как:
1. Педагогический процесс как система
• Педагогический процесс как целостное явление
• Сущность педагогического процесса
• Структура и компоненты педагогического процесса
2. Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, комплексный.
3. Особенности педагогического процесса при личностно - ориентированном педагогическом процессе.

Файлы: 1 файл

целостный пед.процесс.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

Реферат по теории обучения и воспитания

 

«Целостный педагогический процесс:

понятие, сущность, структура»

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск-Наукоград

2012

 

План

Введение

  1. Педагогический процесс как система
    • Педагогический процесс как целостное явление
    • Сущность педагогического процесса
    • Структура и компоненты педагогического процесса
  1. Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, комплексный.
  1. Особенности педагогического процесса при личностно - ориентированном педагогическом процессе.

Заключение

Библиографический список

 

Введение

          Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине 19 века в трудах прогрессивных педагогов стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средства без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средства.

          Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, ученого и воспитательного элементов школьной деятельности. Прогрессивные идеи Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей – Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и др.

          Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение и воспитание как относительно самостоятельных процессов.

          Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

Педагогический процесс как система

          Педагогический процесс - взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее  намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества  формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.

Педагогический  процесс как целостное явление

          В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – объективное, но не постоянное их свойство, может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Целостность педагогических объектов, наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

Целостность педагогического  процесса обеспечивается:

Содержательно

Организационно 

Отражением в цели и  содержании образования опыта, накопленного человечеством, т.е. взаимосвязью следующих элементов:

  • Знаний, в том числе о способах выполнения действий;
  • Умений и навыков;
  • Опыта творческой деятельности;
  • Опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру

Единством данных процессов-компонентов:

  • Освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;
  • Делового взаимодействия учителей и учащихся по реализации содержания образования;
  • Взаимодействия учителей и учащихся на уровне личных отношений;
  • Освоения учащимися содержания образования самостоятельно

 

Сущность педагогического  процесса

          Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач.

          Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  А успешное освоение опыта,  как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе.

          Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания  и  для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Структура и компоненты педагогического процесса.

Педагогический процесс (ПП):

- Целенаправленная педагогическая  деятельность взрослых и ее  носитель – педагог являются  системообразующими компонентами  ПП;

- Ребенок – основной  и главный компонент педагогического  процесса;

- Содержание ПП включает  в себя основы: человеческого  опыта, наук, знаний, умений и навыков в области производства;

- Организационно-управленческий  комплекс – формы, методы обучения  и воспитания;

- Педагогическая диагностика  – объективное фиксирование с  помощью специальных методик успешности отдельных направлений ПП;

- Критерии эффективности  ПП – оценка (характеристика): усвоенных детьми знаний, умений, навыков; привитых убеждений; повседневного  поведения (главный критерий);

- Организация взаимодействия  с социальной и природной средой  - внешний спектр взаимодействия, носящий как целенаправленный, так  и стихийный характер;

Методологические  подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, комплексный.

          Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, как совокупность взаимосвязанных компонентов:

1) цели образования;

2) субъекты педагогического  процесса; субъекты – все участники  педагогического процесса (учащиеся и учителя);

3) содержание образования,  методы, формы.

          Личностный подход – признает личность, как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, не допускает сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача воспитателя с точки зрения этого подхода – создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала.

          Комплексный подход – ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в школе», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей в школе, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний школы, семьи, социума на воспитание детей).

Особенности педагогического  процесса при личностно-ориентированном педагогическом процессе.

          Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

          Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. Роджерс так же подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в образовании делался лишь на интеллектуальное развитие, а не на личностное. Он выделял два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.

        У  Роджерса существует два слова,  характеризующих образовательный  процесс: обучение и учение. Под  обучением Роджерс понимает процесс  воздействия учителя на учеников, а под учением — процесс развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся в результате их собственной деятельности. Он выделяет следующие установки учителя при использовании личностно-ориентированного метода: открытость учителя межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.

          По мнению К. Роджерса — обучение должно нести за собой личностный рост и развитие. А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие личности учеников. Также необходимым условием является использование общих методических приемов. К таким приемам относятся: использование ресурсов чтения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы: склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения.

 

Заключение

          Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируется на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

          Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что, и призвано обеспечить личностно-деятельный подход. Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей, их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей. Педагогическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов педагогического развития детей, их реализация в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического педагога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная задача, связана с ускорением педагогического развития ребенка, трансформируется в проблему: обеспечение раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности. Еще одна сложная задача в психологической службе в системе образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов  в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы педагога здесь сводится к тому, чтобы с позиции этой науки оценить содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждения, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста. Таким образом, образование как объединение обучения и воспитания является средством развития личности и формирования ее базовой культуры на различных возрастных уровнях.

Информация о работе Целостный педагогический процесс:понятие,структура,сущность