Целеполагание в модели воспитательной технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: определить место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии.
Задачи:
Изучить источники и литературу по теме исследования;
Рассмотреть теоретические основы воспитательной технологии;

Файлы: 1 файл

к р по педагогике.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, — определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей.

 

    1. Методика целеполагания

 

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом, прежде всего, на оценку, информацию самих школьников8.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а, следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей.

На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач.

На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания, конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагают педагоги: связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; выражено серьезно, значимо, доверительно; приведет к заманчивым результатам; доступно и понятно; ярко и эмоционально.

Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; провести в жизнь свои педагогические замыслы9.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методики целепологания отличаются при этом временными рамками, набором педагогических действий и приемов воспитанников.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Таким образом, проведенное исследование показывает сколь велико значение целеполагания в модели воспитательной технологии.

Постановка цели – первоначальное звено в проектировании модели воспитательной технологии, она определяет и ее содержание, и приемы, методы и средства достижения запланированного результата. Правильность и актуальность цели обуславливает эффективность всего воспитательного процесса. Именно поэтому процессу целеполагания отводится ведущая роль.

Процесс целеполагания в модели воспитательной технологии выполняет функцию управления воспитательным процессом. Результативность целеполагания возрастает, когда оно основывается на прогнозе воспитательного процесса и перспективном видении результатов воспитания.

В сложившихся новых политических и социально-экономических условиях развития государства цель воспитания, значимая для современных воспитательных технологий формулируется как создание условий для целостного и разностороннего развития личности. Ввиду данного факта в Законе Российской Федерации «Об образовании» решение воспитательных задач в образовательном процессе направлено на выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование. Следовательно, идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным, что придает разрабатываемым и реализуемым в российском обществе педагогическим технологии черты западной гуманистической педагогики.

Итак, процесс целеполагания занимает первостепенное место в модели воспитательной технологии, определяя фундамент ее построения. К данному процессу следует подходить крайне ответственно и грамотно, ведь от корректно поставленных целей зависит эффективность воспитательной работы и ее перспективы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Большой энциклопедический словарь // URL:http://www.vedu.ru/bigencdic/62617/
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания, М.: Владос – Пресс, 2002.
  3. Кравчук Н. Г. Педагогические технологии: понятие и основные характеристики // Иновационые педагогические технологи в учебно-воспитательном процесе современого образовательного учреждения: материалы Международной заочной научно-практической конференци. 02 июля 2013 г. / гл. ред. Баранов А.С. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013.
  4. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  5. Плигин А. А.. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. — М.: «КСП+», 2003.
  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина . -- М.: Издательский центр "Академия", 2002.

  1. Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист № 1, 2003. – С. 30 - 39.

 

 

1 Большой энциклопедический словарь // URL:http://www.vedu.ru/bigencdic/62617/ (дата обращения: 28. 08. 2014)

2 Кравчук Н. Г. Педагогические технологии: понятие и основные характеристики // Иновационые педагогические технологи в учебно-воспитательном процесе современого образовательного учреждения: материалы Международной заочной научно-практической конференци. 02 июля 2013 г. / гл. ред. Баранов А.С. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – С. 154.

3 Плигин А. А.. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. — М.: «КСП+», 2003. – С. 173.

4 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина . -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 249.

5 Гликман И.З. Теория и методика воспитания, М.: Владос – Пресс, 2002.

6 Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 54.

77 Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 55.

8 Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист № 1, 2003. – С. 31.

9Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист № 1, 2003. – С. 33.

 

 


Информация о работе Целеполагание в модели воспитательной технологии