Биография Бориса Петровича Есипова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:16, доклад

Описание работы

Борис Петрович Есипов (1894-1967) Профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук. Выпускник мужской прогимназии. Один из организаторов народного образования в городе Глазове и Глазовском уезде в 1918-1922 гг. С 1918 по 1922 гг. - заведующий школьным педагогическим отделом Глазовского уездного отдела народным образованием.

Файлы: 1 файл

Boris_Petrovich_Esipov.docx

— 168.67 Кб (Скачать файл)

Борис Петрович Есипов (1894-1967) Профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук. Выпускник мужской прогимназии. Один из организаторов народного образования в городе Глазове и Глазовском уезде в 1918-1922 гг. С 1918 по 1922 гг. - заведующий школьным педагогическим отделом Глазовского уездного отдела народным образованием. Под его руководством была проведена перестройка школьной системы в городе Глазове и Глазовском районе, организован уездный и волостной учительские съезды, создан союз работников просвещения и социалистической культуры. По его инициативе был издан ряд номеров приложения к «Известиям Глазовского уездного исполнительного комитета», «Бюллетень Глазовского уоно». В 1919 году начато издание социалистического журнала «Просвещение». Снимок 1957 года.

В 2006 году исполнилось 130 лет с начала подготовки учителей в Удмуртии. А  началась она в Глазове, где система  образования в начале XIX столетия в связи с началом ее реформирования получила свое активное развитие. В  соответствии с кодексом правил народного  просвещения от 23 января 1803 года в  каждом уездном городе предполагалось открыть уездные училища.19 июня 1817 года по настоянию его жителей  состоялось торжественное открытие двухгодичного приходского училища  в Глазове. Для его открытия нарочно  приезжает директор училищ Вятской  губернии И.В. Глейних. До открытия училища в Глазове школ не существовало. По отзывам старожилов, городские жители отдавали своих детей для обучения чтению, письму и исчислению известным им грамотным лицам.В приходском училище «ученики были разделены на два отделения: высшее и низшее (первое – для учеников, умеющих читать, а последнее – для начинающих). Глазовское городское общество училищу пожертвовало деревянный дом, состоявший из 4-х комнат, а в 1822 году купец 2-й гильдии Е.Ф. Шиляев для училища пожертвовал свой собственный деревянный дом с принадлежащими ему службами…». В начале декабря 1827 года в Глазове открывается уездное училище, в которое принимались мальчики, окончившие до этого приходское училище, а в 1843 году - духовное училище, где готовились дьяконы и псаломщики. Все названные училища – приходское, уездное и духовное – были мужскими.

Мужская прогимназия в Глазове  была создана 5 октября 1904 года. Как  и в случае с женской, каждый год  открывался в прогимназии очередной  старший класс, и в 1910 году она  была преобразована в восьмиклассную гимназию с восьмым педагогическим классом. Известным педагогом окончившим мужскую гимназию, стал впоследствии Б.П. Есипов.

Автор руководства по дидактике  для учителей начальных классов, учебников по педагогике для педагогических учебных заведений, а также работ  по вопросам воспитания и истории  педагогики. — один из основоположников советской дидактики. Ему принадлежит  определение важнейшего дидактического понятия "самостоятельная работа учащихся на уроке" (1961 г.). Ученым и  учителям хорошо известна классификация  уроков по Б.П. Есипову

Если бы наряду со званием «народный  учитель» существовало звание «народный  ученый», то его наверняка удостоился бы доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР  Борис Петрович Есипов (1894-1967).

Судьба подарила Борису Петровичу редкую удачу: молодого 26-летнего сотрудника Глазовского уездного отдела народного образования неожиданно пригласили в Москву, в отдел единой школы Наркомпроса РСФСР. Сейчас трудно сказать, что сыграло решающую роль в этом приглашении: то ли крестьянское происхождение, то ли тот факт, что он успел получить хорошее образование (учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета), а может, заметили его статьи по проблемам народного образования, опубликованные в газете «Правда».

Но так или  иначе, Есипов достаточно быстро выдвинулся на руководящие посты - в научно-педагогической секции ГУСа он занимался разработкой  учебных планов, программ, подготовкой  к съездам и конференциям. Однако пик признания Бориса Петровича  Есипова как ученого пришелся именно на послевоенные годы. Впрочем, это и неудивительно. Счастливо  избежавший репрессий, уже немолодой  кандидат наук вновь удачно попал  в струю. Дело в том, что отличительной  чертой Есипова как ученого была не формальная, надуманная, а искренняя  и постоянная связь с учительством. Он действительно хорошо знал школу, умел видеть перспективы ее развития. Для него школьная практика была постоянным источником творческого поиска. Понятно, почему имя Есипова было популярным в учительской среде.

Основная сфера  научной деятельности Есипова - это  организационные формы учебного процесса, самостоятельная работа школьников на уроках. Это, равно как и его внимание к передовому опыту, очень пришлось ко двору в конце 40-х годов годов, когда именно достижения в практике, подробная регламентация проведения уроков считались приоритетными направлениями развития педагогической науки.

Впрочем, и в дальнейшем Б.П. Есипов всегда входил в обойму официально признанных ученых-педагогов, вел большую  организационную и общественную работу. На пенсию Борис Петрович так  и не ушел. Под конец жизни он был буквально завален работой  в академии, в различных организациях, советах, обществах, редакциях. При  его обязательности и ответственном  отношении к своему делу для Есипова  это было тяжело и, скорее всего, подорвало  здоровье.



Информация о работе Биография Бориса Петровича Есипова