Авторитет учителя начальных классов, как важнейшее условие эффективности воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить структуру авторитета учителя начальных классов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..0
1. Сущность педагогического авторитета
1.1. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя начальных классов.....................................................................................................................0
1.2. Структура педагогического авторитета...………………………...............0
1.3. Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя начальных классов...................................................................................................0
2. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета учителя для младших школьников
2.1. Задачи, содержание и организация эксперимента.....................................0
2.2. Анализ результатов эксперимента………..............................……….…....0
Заключение………………………………………………………………...……....0
Список литературы……………………………………………………………......0
Приложение……………………………………………………………………......0

Файлы: 1 файл

Авторитет учителя начальных классов как важнейшее условие эффективности воспитания.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

(смотри приложение).

    3.Метод ранжирования.

    Предлагались  качества учителя – воспитателя,  которые необходимо было расположить  по степени важности (смотри приложение).

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

 

Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с вопроса о  том, какие качества учителя считают  наиболее важными младшие школьники.  Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “вежливость”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Многие ученики пишут, что им нравится их учитель и они не хотели бы себе другого. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В сочинениях дети писали, как по их мнению, не должен поступать учитель: “кричать на детей”, “говорить одно, а делать другое”, “делить ребят на любимчиков и не любимчиков”, “обещать и не выполнять” и т.п., учитель не должен допускать “неряшливости во внешности”, “скуки на уроке”. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.

Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты. Предложение “Я люблю своего учителя, потому что он…” имеет следующие варианты дополнения: “добрый”, “справедливый”, “отзывчивый”, “много знает”, “красивый”, “интересно ведет уроки”. Такое качество как “доброта” указали сорок пять человек из пятидесяти  двух.

    Второе предложение  “Учитель – это …” имело следующие продолжения: “хороший человек”, “дорогой мне человек”, “друг”, “человек, который учит”, “человек, который учит и любит детей”, “человек, который терпеливо учит детей”.

    Можно сделать  вывод, что учитель является авторитетом для младшего школьника. И давая определение учителю, они указывают на такие его качества как доброта, любовь к детям и терпение.

    Предложение “Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…” имело следующие продолжения: “добрым”, “обычным”, “красивым”, “помягче”, “справедливым”, “терпеливым”, “аккуратным”, “такой, какой он есть”.

    Предложение “Я слушаюсь учителя, потому что он …” имело следующие варианты продолжения: “говорит мне слушаться”, “добрый”, “справедливый”, “старший”, “наш учитель”, “старше и умнее”, ‘учит меня”.

    Предложение  “Мне не нравится в учителе…” было дополнено следующими вариантами: ‘что он ругается”, “злость”, “строгость”, “что у него иногда выходит терпение”.

    Из этих  вариантов видно, что такое  качество, как терпение необходимо учителю начальных классов.

    Предложение  “Мне нравится когда учитель …” имело следующее предложения: “добрый”, “терпеливый”, “говорит”, “объясняет”, “интересно ведет уроки”, “красивый”, “ставит пять”. И не нравится, когда учитель:

“расстроен”, “злится”, “ругается”, “кричит”, “повышает голос”, “не спрашивает меня”, “ставит двойки”.

    Проанализировав  ответы младших школьников, полученные  методами сочинения и продолжи  предложение, а также учитывая  результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы.

 №

                              Показатели

   % ответов

1

Доброжелательный

95

2

Терпеливый

83

3

Любит детей

64

4

Справедливый

57

5

Отзывчивый

51

6

Интересно ведет уроки

36

7

Хорошо объясняет урок

21

8

Много знает

10

9

Требовательный

7

10

Аккуратный

3


 

   Таким образом,  из таблицы видно, что наиболее  значимым для младшего школьника  является личностный компонент  педагогического авторитета. Это  такие качества, как доброта, терпеливость, любовь к детям, справедливость. Авторитет учителя строится на том,  каков он во взаимоотношениях с ребенком. Это можно объяснить тем, что младшие школьники ценят в первом учителе, прежде всего, понятные им человеческие качества, а в оценке профессиональных свойств затрудняются. Это связано также с психологией младшего школьника. Для них их учитель самый лучший. До поступления в школу самыми близкими дорогими людьми для ребенка  являются его родные. В школе ребенок попадает в совершено другую обстановку,  с иными требованиями и обязанностями. Учитель становится для ребенка основной фигурой в школе. Он ему доверяет во всём. Учитель становится для ребенка близким человеком, если тот добрый, терпеливый, отзывчивый. И он предъявляет к нему такие же требования, какие он предъявляет к своим близким. Мы думаем, что именно поэтому на первом месте у младших школьников стоит личностный компонент педагогического авторитета. Младший школьник в силу своих психологических особенностей ставит на первое место личностный компонент педагогического авторитета. Он полностью находится под влиянием личности учителя, в силу его значимости в их жизни. Младший школьник всегда доверяет и верит тому, что говорит ему учитель, рассказывает проблемы, которые его волнуют. Наиболее важные качества учителя начальных классов запишем в таблицу.

 

№ Ранга

                 Показатели

1

Любовь к детям

2

Профессиональная подготовка.

3

Терпение

4

Доброта

5

Педагогическое мастерство.


                    

    Мы видим,  что полученные результаты свидетельствуют о том,  что для учителя начальных классов одинаково важны как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета учителя.     Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями (учителю предъявляются те же требования, что и к своим родным). А также не умением оценивать качество профессиональных знаний.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

                 Заключение

    В ходе исследования  мы выяснили, что авторитет учителя-воспитателя  это важнейшее средство воспитательного  воздействия. Авторитет учителя  – особая профессиональная позиция,  определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя начальных классов опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п. Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.

    Целью нашей  курсовой работы было выявление компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для младших школьников. В ходе исследования мы выявили два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость и т.п.) и  профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). Учащиеся  младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.

Для учащихся младших классов большее  значение имеет личностный компонент  авторитета. Младшие школьники относят  учителя к кругу высоко – значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются.

    Необходимо  помнить, что путь формирования  авторитетных отношений длителен и сложен. Мы выделили два условия формирования педагогического авторитета. Это правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.    

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список литературы                                   

1.Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.-с.1

2.Авторитет учительства // Первое сентября. -1995,-14марта.

3.Авторитет учителя // Парт. Жизнь.-1989, №8.-с.56

4.Андриади И.П. Истоки  становления авторитета учителя //Школа и производство.-2001,-№8.с.2

5.Андриади И.П.Основы  педагогического мастерства-М.: Издательский центр “Академия”,1999.

6.Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3.-с.6

7.Березняк Е. Дети  другие. А учитель? Откровенно  об авторитете педагога.//Правда.-1987,-23 сентября.

8.Вавилов Ю. П.  Специфика  профессии учителя начальных  классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35

9.Васильев.И. Идея и  дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.

10.Елканов С.Б.Основы  профессионального самовоспитания  будущего учителя .-М.: Просвещение, 1989.-189с.

11.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая  культура преподавателя.      -М.: Издательский центр “Академия”. -2002.-208с.

12.Климов Е.А.Как выбрать  профессию. - М.: Просвещение, 1990.-159с.

13.Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь  авторитета личности и авторитета  роли учителя.//Вопросы психологии. -1987. –№2. –с.99

14. Кондратьев М.Ю. Слагаемые  авторитета. – М.: Знание, 1988.

15.Крупская Н.К. Педагогические  сочинения.: В 10 Т.М,1959.Т.3.

16.Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций, - М.:1996. –с.142-147.

17.Макаренко А.С. О  воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.

18.Митина Л.М. Учитель  как личность и профессионал. –М.: Дело,1994.-216с

19.Невежина И. Как  вернуть учителю авторитет? //Первое сентября. -1999.-18 декабря с.2.

20.О значении авторитета  в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. –М.: Академия,2002, -400с.

21.Ольшанский В.Б. Практическая  психология для учителей. – М.: Онега,1994. –с.219-227.

22.Основы педагогического  мастерства/Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989.-302с.

23.Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В.Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987. -192с.

24.Прощицкая Е.Н. Выбирайте  профессию .- М.: Просвещение,1991.-144с.

25.Рогов Е.И. Учитель  как объект психологического  исследования.

26.Рыданова И.И. Основы  педагогики общения. – М.:1998. –с.78-83.

27.Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. – Смоленское книжное издательство. -1961, -с.213.

28.Сахаров В.Ф., Сазонов  А.Д. Профессиональная ориентация  школьников.-М.: Просвещение, 1982.-192с.

 

 

29.Станкин М.И. Профессиональные  способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.-М.:1998. –с.113-115.

30.Сухомлинский В.А.  Методика воспитания коллектива. – с.56-57.

31.Ушинский К.Д. О  пользе педагогической литературы.//Собр. соч.: Т.2.М.,1948. –с.29.

32.Яковлев.С. Имидж  учителя: каким ему быть?//Учитель.-1999. -№1.с.64-70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Приложение №1

Констатирующий эксперимент  для младших школьников.

 

Метод ранжирования:

    Расположи по степени важности следующие качества педагога:

Добрый, отзывчивый, терпеливый, справедливый, хорошо объясняет урок, много знает, требовательный, аккуратный, искренний, интересно ведет уроки.

 

Методика “Продолжи предложение”.

    1.Я люблю  своего учителя, потому что он …

    2.Учитель –  это …

    3.Я хотел  (а) бы, чтобы учитель был…

    4.Я слушаюсь  учителя, потому что он…

    5. Мне нравиться  в учителе…

    6.Мне нравится,  когда учитель…

    7.Мне не  нравится,  когда учитель…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Приложение №2

                                                                                                         Таблица №1

                         Профессиональные качества учителя по мнению экспертов

 

                      Показатели

% ответов

№ ранга

1

Методические знания и умения

86.5

1

2

Знания возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся

61.2

2

3

Знание учебных предметов  начальной школы

36.5

3

 

4

Умение общаться с  детьми

26.9

4

5

Умение организовывать детей

17.3

5

6

Умение применять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам

9.7

6

7

Конструктивные педагогические умения

7.7

7

8

Знание социальных условий  жизни и воспитании детей

5.8

8

9

Другие знания и умения

5.8

9

10

Общая широкая эрудиция

3.8

10

Информация о работе Авторитет учителя начальных классов, как важнейшее условие эффективности воспитания