Аудиовизуальные средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность, особенно для сельских общеобразовательных школ. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится , чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения. 5
. Общее положение. 5
Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. 6
Глава 2. Визуальные средства обучения. 8
Глава 3. Аудиальные средства обучения. 10
Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения. 11
Глава 5. Дидактические средства. 12
Глава 6. Эффекты использования ТСО. 15
Заключение 22
Литература

Файлы: 1 файл

6744.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

- выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;

- сосредотачивает внимание учащихся на содержании информации, получаемой посредством аудиовизуальных средств;

- обращает внимание учащихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;

- активизирует, стимулирует мыслительную деятельность учащихся;

создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;

- устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока;

- подводит учащихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;

- вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.

Кроме указанных  действий учителя, в качестве управляющих  воздействий в самих аудиовизуальных  пособиях используются специальные  указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты  нужные стороны изучаемого объекта. Учитель должен обратить на них внимание учащихся, обеспечить понимание функций и значения и адекватное использование таких указателей, специально проинструктировать учащихся об этом направлении работы с информацией, получаемой через ТСО.[11]

Применение экранных средств на уроке подразумевает  особую структуру занятия:

1. Подготовка к просмотру.

Наиболее эффективная  форма - беседа, в которой учитель  специально разработанными вопросами  помогает учащимся вспомнить все, что  они уже знают по данной теме.

Вступительное слово по длительности не должно превышать  нескольких минут.

Целесообразно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые  учащиеся должны будут самостоятельно ответить, просмотрев пособие.

Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учениками его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.

2. После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой:

- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;

- связывает новый экранный материал с ранее изученным;

- уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения;

- направляет мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов.

На этом этапе  целесообразно использовать другие средства наглядности.

О глубине понимания  и прочности запоминания познавательного  материала судят по качеству рассказов учащихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;

- правильно (в соответствии с заданными в материале) выявить причинные связи между предметами и явлениями;

- не ограничиваться изложением текста и дополнениями учителя, в своем комментарии расширить и углубить их.

По соответствию ответов учащихся этим параметрам учитель  может оценить эффективность  применения ТСО в данном случае.

При организации беседы важно учитывать, что после демонстрации видеоматериалов ученики еще некоторое время находятся под впечатлением от увиденного и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности.

Иногда бывает целесообразно использовать повторный  просмотр материала на этом же уроке или на следующем. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре; его можно использовать в целях обобщения и самоконтроля учеников.[16] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

В результате обобщения  опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТС позволяет:

1)  восполнять  отсутствие естественной иноязычной  среды на всех этапах обучения;

2)  полнее  реализовать важный дидактический  принцип наглядности;

3) осуществлять  обучение с учетом индивидуальных  типологических особенностей каждого ученика;

4)   создавать  лучшие условия для программирования  и контроля;

5) обеспечивать  ускоренное формирование и развитие  навыков слухового самоконтроля;

6) максимально  использовать аналитические и  имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или  менее точно определять качественные  показатели иноязычной речи учащихся  в магнитной записи;

8) выполнять  многие активные виды упражнений  со всеми учениками одновременно, включая говорение.

Рациональное  использование технических средств дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.

Необходимость широкого внедрения технических  средств в обучение обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1995.

2.      Всесоюзный научный сборник “ Вопросы применения ТСО в учебном процессе. М - 1986 г.,

3. Гидлевский А.В., Гидлевская Т.А., Сосновский Ю.М. Методы НЛП в задачах дидактики // Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири. Горноалтайск: ГУ. 1997. С. 69-72.

4. Гидлевский А.В. Использование методов “визуального поля” для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях // Современные образовательные технологии. Омск: СибАДИ. 1999. С. 82-84.

5.      Горчев А.Ю. О некоторых важнейших условиях эффективности использования ТСО.//Иностранные языки в школе.-1984.-№4.

6.      Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться.//Иностранные языки в школе.-1996.-№4.

7.      Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: “Просвещение”,1991.

8. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. Под редакцией Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я./Киев. "Наукова думка", 1992. - 650с.

9.       Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сборнике: Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittich W., Schuller C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.

10.     Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учебно-метод. пособие. М: Высш. шк., 1987,- 175 с., ил.

11. Мархель И.И., Отенко В.А., Автоматизированная обучающая система. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник, Киев, "Наукова думка", 1992.- С.43-46.

12. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

13.    Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.

14.    Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. Одесса: “Хаджибей”, 1995. 

15.    Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.  

16. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 43

Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения