Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуаль- ного развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
2.Выявить методы познавательного и интеллектуального развития детей через формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.
3.Опыт работы МДОУ детский сад «Ягодка» по развитию познавательного интереса дошкольников.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________2
I Глава. Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуаль-
ного развития детей.______________________________________________6
Понятие «познавательная активность»_______________________6

Методы развития познавательного интереса у детей__________13

Опыт по развитию познавательного интереса, интеллектуального развития в МДОУ детский сад «Ягодка»_____________________17

Заключение_______________________________________________21
Библиографический список__________________________________22

Файлы: 1 файл

контрольная по дошкольной педагогике.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

Познавательная активность развивается  из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской  деятельности, у ребенка формируется  стремление узнать и открыть для  себя как можно больше нового.

Все авторы, занимавшиеся исследованием  этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость  в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение  различных культурных содержаний в  ситуации.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество.

Таким образом, существуют несколько определений понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:

- избирательная направленность  человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- проявление умственной и эмоциональной  активности (С.Л.Рушинштейн);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- специфическое отношение личности  к объекту, вызванное сознанием  его жизненного значения и  эмоциональной привлекательности  (А.К. Ковалев);

- активное познавательное отношение  человека к миру (В.Н.Мясищев);

- избирательная направленность  личности на предметы и явления  окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).

 

1.2.Методы  развития познавательного интереса  у детей.

 

 Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.

Развивая познавательную сферу  ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для  его жизни, развития и обучения, чтобы  богатейшее эмоционально-чувственное  восприятие мира позволило малышу стать  Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства. Средство – это метод, способ действия для достижения чего-нибудь.

Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и  материальной культуры. На ранних ступенях развития ребёнка личный опыт –  важнейший путь познания окружающего  мира. Но очень скоро его становится недостаточно.

Деятельность детей дошкольного  возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать  влияние на умственное развитие. В  различных видах деятельности перед  ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

В последние годы все активнее в  качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы  повышения познавательной активности и познавательного интереса детей  дошкольного возраста. Например, такие  формы как развлечения познавательного  характера (культурно-досуговая деятельность), самообразование ребёнка.

Предметно-развивающая среда, созданная  в саду для развития познавательной активности детей от 3-7 лет – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с  ребёнком в течение всего учебного года (и в тоже время “сокровищница”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседуя с ребёнком о том или  ином предмете из “сокровищнице”, можно  загадать описательную загадку, рассказать познавательную сказку. В импровизированных  познавательных сказках в завуалированной  форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам - пояснениям дети имеют возможность  эмоционально соприкоснуться с природой.

Основой для познавательных сказок и рассказов является различная  познавательная информация, героями  сказок могут быть вымышленные персонажи  или реальные вещи, предметы, объекты  природы, которые наделяются несвойственными  им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную  ситуацию, преодолевают её; при встрече  с интересным собеседником получают новую информацию. Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного.

Все познавательные процессы связаны  с общей структурой и функционированием  когнитивной (познавательной) сферы  ребёнка. Перед психологами и  педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии.

Познавательная активность ребёнка  отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

В дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

1.         Познавательная  активность – это стремление  к наиболее полному познанию  предметов и явлений окружающего  мира. Развитие познавательной активности  определяется качественными изменениями,  отражающимися в энергетическом  и содержательном показателях.  Энергетический показатель характеризует  заинтересованность ребенка в  деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует  результативность деятельности  в процессе получения знаний, выделение различных культурных  содержаний в ситуации.

2.         Особенности  развития познавательной активности  в дошкольном возрасте состоят  в том, что познавательная активность  ребенка старшего дошкольного  возраста характеризуется оптимальностью  отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных  способов позитивного достижения  результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое  использование в своей повседневной  жизни. Основой познавательной  активности ребенка в экспериментировании  являются противоречия между  сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения  результата методом проб и  ошибок и новыми познавательными  задачами, ситуациями, возникшими в  процессе постановки цели экспериментирования  и ее достижения.

 

 

1.3.Опыт по развитию  познавательного интереса, интеллектуального развития в МДОУ детский сад «Ягодка».

Как же сформировать у ребенка целостную  картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам, осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет поступать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. У него при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Педагоги детского сада для развития познавательного интереса и интеллектуального  развития  разрабатывают  игровые  занятия в форме игр-путешествий, игровые и поисковые задания, проблемные ситуации, дидактические  игры, алгоритмы и опыты, которые  позволяют ребенку включаться в  активную деятельность и  открывают  ему  возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявить инициативу, творчество. Формирование познавательного  интереса педагоги  осуществляют в  разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в  труде, наблюдениях, играх на участке  и в уголке природы).

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов  зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются  первичные знания. С этой целью  воспитатель использует наблюдение, рассматривание , чтение, рассказ. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Все занятия проводятся в игровой форме. Данная форма проведения  занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов  и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая  цель ставится перед детьми в форме  игровой задачи; вся  деятельность в процессе занятия подчиняется  правилам игры;  материал используется в качестве её средства, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую; успешное выполнение  детьми  задания связывается с  игровым результатом.

Мы считаем, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование  имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой  задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие  оказывает она на ребенка, тем  больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста своих воспитанников, наши педагоги  широко использует дидактические  игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагают детям несложные умственные задачи. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

Еще одним важным условием формирования интереса у дошкольников является развивающая  среда. Для решения данной проблемы нам потребовалось создание специальных  педагогических условий.

Любая педагогическая система может  успешно функционировать и развиваться  только  при определенных условиях. Поэтому при создании в ДОУ  условий, способствующих формированию представлений о целостной картине мира у дошкольников мы опирались на исследования  В.И. Логиновой, Т.А. Куликовой, Н.К. Постниковой, С.М. Котляровой, которыми  выявлены условия, способствующие развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов:

1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной,  регулятивной, общения);

2) расширение и углубление знаний  каждого ребенка;

3) успешное овладение детьми общими  и специальными навыками умственной  деятельности.

4) включение детей в активный  поиск знаний, где ребенок является  субъектом деятельности.

Таким образом, мы стараемся создать в своем дошкольном учреждении такие условия, которые позволяют нам обеспечить  наиболее эффективное формирование познавательного интереса к формированию целостной картины мира. Посредством планомерной работы  нам удается обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями об окружающем мире, расширять и углублять опыт детей знаниями и представлениями об окружающем мире, повышать уровень познавательного интереса к целостной картине мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста,  глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Информация о работе Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуаль- ного развития детей