Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Содержание работы

Введение.

Методологические основы использования деятельностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.
1.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
1.2. Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая
характеристика, виды.
Методологические принципы психолого–педагогического исследования.
1.4. Методы педагогического исследования
1.5. Основные методологические подходы в педагогике:
1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого –
педагогическом исследовании.

Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования.
2.1. Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.2. Практическая работа.
Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

+ контрольная психолого - педагогическое исследование.docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)
    • системный;
    • личностный;
    • деятельностный;
    • полисубъектный (диалогический);
    • аксиологический;
    • культурологический; 
    • антропологический; 
    • этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое.

 Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание именно в общении с другими.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстракно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе).

Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Таким образом, использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.

 «Изучая, экспериментируя, наблюдая,

старайтесь  не оставаться на поверхности фактов.

Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения.

Настойчиво  ищите законы, ими управляющие»

И.П. Павлов

Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучению воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В-третьих, деятельностный подход – суть которого состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений».

Деятельностный подход в психолого – педагогическом исследовании выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации содержания своих работ.

Сущность  деятельностного подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач. Человек в этом случае выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определенную последовательность разного рода действий, в том числе психических. Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществляемой деятельности.

Применительно к проблемам обучения деятельностный подход означает выявление и описание тех способов действия в деятельности, которые должны привести к раскрытию содержания понятия в изучаемом учебном материале и полноценному усвоению соответствующих знаний. Вместе с тем усвоение знаний приводит к закреплению известных действий, овладению новыми действиями, которые опосредуют становление общих способностей и способов поведения ученика. Знания не просто передаются, они добываются учеником в процессе его собственной деятельности (например, учебной). В процессе выполнения такой деятельности большое значение имеют умения, связанные с осуществлением содержательного анализа и проектирования продуктов деятельности. Главное преимущество  деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическое исследование (за исключением сугубо теоретического) обычно вписано, вплетено в реальный процесс обучения и  воспитания. Такое психолого-педагогическое исследование должно удовлетворять  требованию единства исследовательской  и практической учебно-воспитательной работы. Это требует очень осторожного  взвешенного подхода к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска, не навредить детям, воспитанникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования.

 Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих правдивую информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов (анкетируемых) могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д.

На данном этапе выполнения контрольной  работы о методике психолого – педагогического исследования оценивающую групповую сплоченность классного коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.       Методика  ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ  КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

 

       Методика  № 1. ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ  КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Цель : Оценить уровень  сплоченности  классного коллектива.

Инструкция  для  школьников :

Внимательно  послушайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий  Вашему мнению.

1. Как бы вы оценили  свою принадлежность к своему  классу?

    1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

    2. Участвую  в большинстве  видов деятельности (4).

    3. Участвую в одних   видах деятельности и   не  участвую в других (3).

    4. Не чувствую, что являюсь  членом коллектива (2).

    5. "Существую" отдельно  от других членов коллектива (1).

    6. Не знаю,  затрудняюсь   ответить (1).

2.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

     1. Да, очень хотел  бы перейти (1).

     2. Скорее бы  перешел, чем остался (2).

     3. Не вижу никакой  разницы (3).

     4. Скорее всего,  остался  бы в своем классе (4).

     5. Очень хотел бы  остаться в своем классе (5).

     6. Не знаю,  трудно  ответить (1).

3.а)  Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе на уроках?

     1.Лучше, чем в большинстве   классов (3).

     2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

     3. Хуже, чем  в большинстве  классов (1).

     4. Не знаю (1)

    б) На различных  мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

     1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

     2. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     3. Хуже, чем в большинстве  классов (1).

     4. не знаю (1).

     в) Вне школы:

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. примерно такие же, как и в других  классах (2)

     3.Хуже, чем в других  классах (1).

     4. Не знаю (1).

4. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

      1. Лучше, чем в  большинстве классов (3).

      2. Примерно такие же, как в других классах (2).

      3. Хуже, чем в других  классах (1).

      4. Не знаю (1).

5. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. Примерно такие же, как в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других  классах (1).

     4. Не знаю (1).

 

     ОБРАБОТКА   РЕЗУЛЬТАТОВ.

 

 Для нахождения коэффициента  групповой сплоченности необходимо  суммировать баллы, указанные в скобках.

  

  КЛЮЧ  К  МЕТОДИКЕ:

 

    Высокий уровень групповой  сплоченности – 25 -23 балла.

    Средний уровень групповой  сплоченности -   18 – 14 баллов.

    Низкий уровень групповой  сплоченности – 9 – 7 баллов.

 

 

Оформление методики.

 

Проведенные в ходе педагогической практики психологические исследования оформляются в

виде протокола по следующей схеме:

  1. Название методики.

  

  1. Цель.

 

  1. Результаты исследования (данные, полученные в результате проведения исследования, оформляются в виде сводной таблицы).

 

  1. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Практическая работа. Методика  ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ  КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Протокол  № 1

Исследование проводилось посредством анкетирования.

Вид анкетирования: контактное (работа осуществлялась при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми);

Тип  анкеты: открытая (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого).

Возраст исследуемых: 8 класс (14 лет).

Количество участников исследования: 16 учащихся.

  1. Цель: Оценить уровень сплоченности классного коллектива.
  2. Методика № 1 Оценка групповой сплоченности классного коллектива.
  3. Результаты исследования.

При проведении исследования учащимся была предложена анкета, в который им необходимо было выбрать один ответ из приведенных вариантов.

ТАБЛИЦА 1. Сводная таблица  результатов исследования уровня сплоченности классного коллектива.

Испытуемый(код или инициалы)

Оценка групповой сплоченности коллектива

испытуемыми  (в баллах)

1

Баюнов Андрей

19 баллов

2

Ившин Дима

17 баллов

3

Коростелёв Алеша

19 баллов

4

Кулябина Света

25 баллов

5

Кутергин Саша

18 баллов

6

Лимонова Надежда

21 балл 

7

Мальшакова Наталья

18 баллов

8

Мамаева Ксения

16 баллов

9

Меньшикова Олеся

17 баллов

10

Нелюбин Андрей

21 балл 

11

Нелюбин Влад

9 баллов

12

Нечаева Лиза

18 баллов

13

Плетенев Михаил

13 баллов

14

Саламатов Вадим

17 баллов

15

Чаниева Дали

15 баллов

16

Чернявский Валер

15 баллов

Средний балл групповой сплоченности

17  баллов


 

 

 

Вывод: проведенное исследование показало, что уровень сплоченности классного коллектива  средний.

Результаты исследования показали, что большинство учащихся класса считают, что 

--- взаимоотношения между  учениками  класса на уроках, мероприятиях примерно такие же. Как и в других классах, а вот вне школы хуже, чем в большинстве классов;

--- всего 4 ученика класса считают себя частью коллектива, а 8 учеников не всегда принимают активное участие в различных видах деятельности;

--- взаимоотношения с классным  руководителем складываются лучше,  чем в других классах.  Данного мнения      придерживаются все ученики класса.

Информация о работе Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования