Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Нёбо в норме - это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого нёба. Твердое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади - мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.Мягкое нёбо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое нёбо представляет мышечное образование.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

Вопрос1. Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата

Врожденные расщелины  нёба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей.

Нёбо в норме - это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого нёба. Твердое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади - мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.Мягкое нёбо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое нёбо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя - в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое нёбо удлиняется. При этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней.Мягкое нёбо анатомически и функционально связано с глоткой, нёбно-глоточный механизм участвует в дыхании, глотании и речи.При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое нёбо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с нёбом. Одновременно сокращаются и другие мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя.

В процессе речи постоянно  повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое нёбо к задней стенке глотки по направлению  кверху и кзади. При поднятии оно  вступает в контакт с валиком  Пассаванао. Движется мягкое нёбо во время речи вверх и вниз очень быстро: время открытия или закрытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды. Степень поднятия его зависит от беглости речи, а также от фонем, которые в данный момент произносятся. Максимальное поднятие нёба наблюдается при произнесении звуков а и с, а наибольшее его напряжение при и. Это напряжение чуть уменьшается при у и значительно на о, а, э.

При дутье, глотании, свисте мягкое нёбо поднимается еще выше, чем при фонации, и закрывает  носоглотку, в то время как глотка суживается. Однако механизмы нёбно-глоточного смыкания при речи и неречевой  деятельности различны.

Существует также функциональная связь между мягким нёбом и  гортанью. Она выражается в том, что  малейшее изменение положения нёбной занавески влияет на положение голосовых  складок. А возрастание тонуса в  гортани влечет за собой более  высокий подъем мягкого нёба.

Врожденные расщелины нёба нарушают это взаимодействие.По своему виду дефекты нёба разнообразны .все формы расщелин могут быть сведены к двум основным: сквозным и изолированным.

Изолированные расщелины разделяют нёбо пополам. Они могут захватывать только маленький язычок, часть или все мягкое нёбо и даже доходить до альвеолярного отростка, который сам при этом остается целым. Нёбная занавеска в этих случаях бывает укороченной, а сегменты ее разведены в стороны. Разновидностью изолированных расщелин являются подслизистые (субмукозные) расщелины твердого нёба. Обычно они сочетаются с укорочением и истончением мягкого нёба. Подслизистую расщелину можно обнаружить при произнесении гласного а. В этом случае слизистая оболочка втягивается в дефект в форме вогнутого треугольника, который хорошо заметен.При сквозных расщелинах нарушается еще и целостность альвеолярного отростка. Эти дефекты бывают односторонними и двусторонними. Обычно именно они сопровождаются расщелинами губы.При двусторонних расщелинах до операции резцовая кость продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное положение.В подобных случаях часто приходится сталкиваться с нарушением зубных рядов: неправильным положением зубов, поражением их кариесом, избыточным или недостаточным количеством. Прикус также очень разнообразно меняется. Наблюдаются прогении, реже прогнатии, открытый прикус, диастемы.

Расщепленное нёбо обычно бывает укороченным и отстает в росте по сравнению с нормальным даже после уранопластики.

Функции мягкого нёба нарушаются из-за отсутствия связи между парными  мышцами. При фонации и глотании они разводят сегменты мягкого нёба в стороны.

Анатомический дефект вызывает расстройства дыхания, питания, фонации, речи и слуха. Ринолалия значительно усугубляет влияние нарушения слуха на фонетический строй речи.

Изменения дыхания при  расщелинах разносторонни. Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта  дети постоянно пользуются смешанным  носо-ротовым дыханием, при котором продолжительность выдоха резко сокращается. Дыхание становится учащенным, жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка, уменьшается ее экскурсия.

Глубоко страдает фонационное  дыхание, в норме во время речи люди дышат ртом. В речевом выдохе активно участвуют брюшная стенка и внутренние межреберные мышцы, что помогает удлинить выдох и обеспечить достаточное подскладочное давление.

Дети с расщелинами  нёба, разговаривая, продолжают дышать одновременно носом и ртом при  исключительно ключичном типе дыхания. При выдохе значительный объем воздуха (в среднем 30%) утекает у них  в нос, из-за чего, во-первых, резко  укорачивается продолжительность  выдоха и,во-вторых, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Поэтому фонационное дыхание остается учащенным и поверхностным.Стремясь сократить утечку воздуха в нос и поддержать необходимое для согласных звуков давление, дети напрягают мышцы лба, сжимают крылья носа.Эти компенсаторные гримасы постепенно входят в привычку, которая сопутствует речи, и становятся характерными для лиц с ринолалией.Голос у них глухой, сдавленный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым резонансом.Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и полетности и снижают разборчивость речи.

А кустические качества голоса детей с расщелинами нёба на первом году жизни не отличаются от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса - открытый носовой резонанс - проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными расщелинами нёба говорят (как до пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым резонансом, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. После 7 лет голос начинает ухудшаться: падает сила, появляется истощаемость, осиплость, прекращается расширение его диапазона. На миограмме обнаруживается несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглоттограмме появляются изменения, свидетельствующие о неравномерной работе правой и левой голосовых складок. То есть налицо все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к 12

14 годам. Подростки и  взрослые с ринолалией почти в 80% случаев страдают голосовыми расстройствами. Специфичны для них фонастения или парез внутренних мышц гортани.

Вопрос2

Ринолалия это-нарушение звукопроизношения и тембра голоса вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Название произошло от греческих слов: "ринос" - нос, "лалио" - речь. Термин "ринолалия" в переводе с греческого означает "речь с носовым оттенком".

До определенного времени  ринолалия подводилась под обобщающий термин "косноязычие". В 60-е годы ХХ века прослеживается тенденция к отказу от данного термина. Под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения произношения, обусловленные тугоухостью. В дальнейшем было выделено отдельное нарушение - механическая дислалия, которое объединяло в себе два нарушения: дислалию и ринолалию. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии (О.В.Правдина, В.Олтушевский). Далее в работах С.С.Ляпидевского, Б.М.Гриншпуна, М.Е. Хватцева ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение.

Ринолалия: Страдает произношение и согласных (звонких и глухих), и гласных звуков. Страдает не только звукопроизношение, но и голос. Наличие назального оттенка голоса отличает ринолалию от дислалии, которая характеризуется только нарушением звукопроизношения.

История изучения ринолалии претерпела длинный и тернистый путь развития, в который включались врачи, психологи, дефектологи.

Первые работы по ринолалии написаны врачами. Их усилия были направлены на полное оперативное восстановление небного свода, чтобы вновь образованная небная занавеска (мягкое небо) была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость рта от полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаст предпосылки для устранения носового оттенка в речи или устранит его полностью.

Н. И. Пирогов (1844), Н. В. Воронцовский (1875), П. Субботин (1894), М. И. Пайкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры неба способны видоизменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.

Ученик Н. И. Пирогова Н. В. Воронцовский в 1870 г. сообщал, что периостальная уранопластика сделала самый замечательный шаг вперед на пути к восстановлению нормальной речи. Он считал причиной сохранения гнусавости после уранопластики вторичное укорочение мягкого неба, напряжение его по ширине и недостаточность подвижности.

Несмотря на достигнутые  хирургами успехи в коррекции  анатомического дефекта ротовой  полости, никому из них не удалось  получить положительных результатов  фонетического оформления речи только с помощью оперативного вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама по себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов.

Большой вклад в изучение ринолалий и стимуляцию развития логотерапии внесли зарубежные специалисты.Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XX в.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчёркивали, что обучение дает подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления  выработались два направления в  педагогических методах устранения нарушений речи при открытой гнусавости.

Одно из них — немецкое, — принятое в Германии и в ряде других стран (Г. Гуцман, 1924; Г. Арнольд, 1959; М. М. Ванкевич, 1926; В. А. Каретникова, 1927; М. Е. Хватцев, 1931, 1959В немецкой школе логотерапевтические мероприятия предполагалось сочетать с применением электрои вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыхательному тренингу. Первые 2—3 месяца больные должны были использовать фальцетный голос, далее они переходили к овладению грудным голосом.

Второе направление, условно  называемое французским, базируется на постановке правильного дыхания  и голоса. (С. Борель-Мезони, 1929; В. Ведю, 1929). Это направление основывается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхательных.

Наиболее ярким выразителем  немецкого направления является проф. Г. Гуцман. В разработанной им методике предлагается конкретная система упражнений для улучшения небно-глоточного затвора. Он рекомендует проводить речевую тренировку с применением обтуратора или носового зажима.

Так, Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной занавески и, следовательно, улучшает его.

В 1931 году был опубликован  реферат Ф. A. Pay «Дооперационные логотерапевтические упражнения при врожденных небных щелях».

В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недостатков произношения»  З. Г. Нелюбовой с краткой методической запиской, в которой было приведено  восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при врожденных расщелинах.

По сравнению с предыдущими  работами, З. Г. Нелюбова вводила много  новых приемов: массаж небной занавески, специальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку  капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много внимания формированию голосовыдыхательной струи и постановке диафрагмального дыхания. Предлагалось также широко использовать очень громкий голос, твердую атаку при произношении звуков речи. Здесь впервые отмечалась необходимость развития слухового внимания ринолалика к своей речи и указывались возможности предотвращения возникновения тикообразных и хореических движений мышц лица.

Таким образом З. Г. Нелюбовой была представлена система речевых упражнений при ринолалии.

Несмотря на успехи преодоления  дефекта, достигнутые многими логопедами, методика логопедического воздействия  при ринолалии оставалась несовершенной. Результаты работы часто не были достаточно эффективными. В таких случаях больных направляли на повторную Иногда они оперировались по 3—4 раза, но речь их так и оставалась дефектно

 

В работах Т. Н. Воронцовой (1966) была проведена дифференциация логопедического воздействия после  уранопластики у взрослых больных. В зависимости от длины, подвижности мягкого неба и развития глоточной мускулатуры ею были выделены 3 группы больных и показана специфика работы с ними. Прослеживалась также последовательность и сочетание применения логои физиотерапии, были определены этапы воздействия и их содержание.

Изыскивая наиболее эффективные  пути преодоления дефекта, специалисты-логопеды совместно с врачами обращались к новым способам анализа дефекта. Так, логопедом Н. И. Серебровой совместно  с врачом Л. В. Дмитриевым (1969) был  применен метод рентгенографии, позволяющий  видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами.

Информация о работе Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата