Звук к представляет определенную 
трудность для детей и не всегда получается 
по подражанию, несмотря на упражнения 
в покашливании. Поэтому может использоваться 
механический способ постановки от звука 
т.
Логопедические занятия в дооперационный 
период предотвращают возникновение серьезных 
патологических изменений в функционировании 
органов речи. Одновременно подготавливается 
активность мягкого нёба; нормализуется 
положение корня языка; усиливается мышечная 
деятельность губ; вырабатывается направленный 
ротовой выдох. Тем самым создаются условия 
для более эффективных результатов операции 
и последующей коррекции.
Рано начатое логопедическое 
воздействие уменьшает дегенеративные 
изменения мышц глотки 
После операции (через 15-20 дней) 
многие специальные упражнения повторяются. 
Основная их цель в этом периоде — развитие 
эластичности и подвижности мягкого нёба 
и выработка полноценного нёбно-глоточного 
смыкания. В значительном числе случаев 
возникает необходимость «растягивания» 
мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный 
период уменьшиться в длину за счет рубцевания.
Для растяжения свежих рубцов 
применяется прием, имитирующий проглатывание. 
Одновременно проводится и массаж.
В послеоперационный период 
необходимо развить подвижность мягкого 
нёба, устранить неправильный уклад органов 
артикуляции и подготовить произношение 
всех звуков без назального оттенка.
Дети с ринолалией, посещающие 
специальный детский сад, под руководством 
логопеда овладевают правильным произношением 
звуков. Занятия проводятся как в группе, 
так и индивидуально. На индивидуальных 
занятиях применяются специальные упражнения, 
направленные на устранение специфических 
для этой аномалии дефектов.
При составлении индивидуального 
плана логопед должен придерживаться 
следующих направлений: нормализация 
звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического 
недоразвития.
Включается ряд специальных 
разделов:
Звуки, подлежащие постановке, 
коррекции, уточнению или дифференциации. 
Обращается внимание на нарушение собственно 
артикуляции звуков и на степень назализации 
при их произнесении.
Ритмико-слоговая структура. 
Вычленяются трудности произношения звуков 
в сложных позициях (типа ССГ), а также 
в многосложных словах и в конце фразы.
Фонематическое восприятие 
и состояние слухового контроля за собственной 
речью.
В первом периоде обучения в 
детском саду на индивидуальных «Занятиях 
проводится уточнение произношения гласных 
звуков а, э, о, 
у, ы согласных я, я'; ф, 
ф'; в, в'; т, т'; постановка и первоначальное 
закрепление звуков: к, к '; 
с, с'; г, г'; л, л'; б, б”
Во втором периоде озвучиваются 
звуки: и, д, д”, 
з, з”, ш, р.
В третьем периоде отрабатываются 
звук ж, 
аффрикаты и продолжается работа над уточнением 
артикуляции пройденных ранее звуков. 
Одновременно ведется интенсивная работа 
над устранением назального оттенка.
Большое место отводится дифференциации 
рото-носовых звуков: м - п; м' 
- п'; н - д; н – т”; м - б; м' - б'.
В специальной школе для детей 
с тяжелыми нарушениями речи специфические 
дефекты устраняются на индивидуальных 
логопедических занятиях.
В процессе коррекционной работы 
над нормализацией фонетической стороны 
речи необходимо контролировать эффективность 
логопедической работы.
Предложенные Л. И. Вансовской 
критерии дают возможность более четко 
расчленить комплексные нарушения речи 
при ринолалии и оценить коррекционное 
воздействие по двум аспектам (устранение 
назализации и дефектов артикуляции).
Установлены следующие оценки 
речи:
Нормальная и близкая к норме, 
т.е. сформировано звукопроизношение и 
устранена назализация.
Значительное улучшение речи 
- сформировано звукопроизношение, имеется 
умеренная назализация.
Улучшение речи - сформирована 
артикуляция не всех звуков, имеется умеренная 
назализация.
Без улучшения - не сформирована 
артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.
На результативность коррекционного 
воздействия большое влияние оказывает 
активное участие родителей в воспитании 
нормальной речи у детей с расщелиной.
Среди некоторых факторов, оказывающих 
влияние на результаты коррекции (возраст, 
в котором сделана операция, ее качество, 
возраст, в котором началось логопедическое 
обучение, продолжительность обучения), 
выделяется и фактор сотрудничества с 
семьей ребенка.
Логопед инструктирует родителей 
об используемых приемах коррекции и значительную 
часть хорошо отработанных упражнений 
рекомендует для систематического применения 
в домашних условиях.
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Устранение патологической 
назализации голоса при ринолалии, несмотря 
на многообразие применяемых приемов, 
представляет известную трудность. Определяется 
она в первую очередь тяжестью дефекта 
и характером хирургического вмешательства, 
которое не всегда достигает хорошего 
анатомического и функционального эффекта. 
Восстановление тембра осложняется тем, 
что при врожденных расщелинах твердого 
и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, 
так как иннервация мягкого нёба влияет 
на функцию голосовых складок. Коррекционная 
работа требует воздействия на всю систему 
голоса и речеобразования. Патофизиологические 
исследования, выявляющие особенности 
дыхания, фонаций и артикуляции у данного 
контингента, расширяют представление 
о структуре дефекта и позволяют выбирать 
более обоснованные и целенаправленные 
методы логопедической работы. Особенно 
важными являются ранние профилактические 
и комплексные коррекционные мероприятия, 
которые могут ослабить развитие дефекта 
и способствовать скорейшей социальной 
реабилитации лиц с врожденными аномалиями 
нёба.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1.  Ермакова И. И. Коррекция речи 
при ринолалии у детей и подростков. -М., 
1986.-С.43.
2.  Ипполитова А. Г. Открытая 
ринолалия. - М., 1983.–С. 95.
3.  Коррекционные возможности 
массажа / Н. В. Дорох // Логопед. – 2004.-№3. 
– С. 62-69.
4.  Логопедия: Учебник для пед. 
вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской 
С.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 
2003.-302с.
5.  Основы логопедической работы 
с детьми: учеб.пособие для логопедов-студентов 
пед. Уч-щ / под общ. Ред. Г.В. Чиркиной.-[3-е 
изд., испр.]. -М.: АРКТИ, 2005.
6.  Психолого-педагогическая 
характеристика детей с врожденной расщелиной 
губы и неба / Т. В. Волосовец, Е.А. Соболева// 
Практичская психология и логопедия. – 
2006. - №2. – С.34-37.
7.  Развитие фонематического 
восприятия у детей с врожденными расщелинами 
неба / Г.И. Соломатина// Логопед.- 2005.-№3.-С40-48.
8.  Учебное пособие для студентов 
педагогических институтов по специальности 
«Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, 
Е.М. Мастюкова и др.- М.: Просвещение, 1989.-528с.
9.  Чиркина Г. В. Дети с нарушениями 
артикуляционного аппарата. - М,1969.
10.  Шабалина Т.И. Индивидуальные 
логопедические занятия по формированию 
фонетической стороны речи у детей с ринолалией 
/ Т.И. Щабалина // Дефектология. - 2002.-№2.
11. Балабанова В.П., Богданов Л.Г. 
и др. Диагностика нарушений речи 
у детей и организация логопедической 
работы в условиях дошкольного 
учреждения. - СПб.: Детство-пресс.- 2000. – 
С. 240.
12. Белякова СВ., Фролова Л.Е., Врожденные 
пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, 
смертность, факторы риска.- Сб.  Стоматология.-№5.- 
1995.- С. 72-74.
13. Ботезагу Г.А. Врожденные расщелины 
верхней губы и неба.- Кишинев: Штиница.- 
1980. –С. 142.
14.  Вансовская Л.И. Методы обследования 
больных с открытой ринолалией. - М.: Просвещение. 
-  1974. – С. 34-39.
15. Вансовская Л.И. Фонетические нарушения 
и пути их устранения у больных с открытой 
ринолалией. - Л., 1977. – С. 16.
16. Вансовская Л.И. Устранение нарушений 
речи при врожденных расщелинах неба.- 
СПб.: Гиппократ.- 2000. –С. 136.
17.   Вильсон Д.К. Нарушение голоса 
у детей. - М.:Медицина.- 1990. –С. 448.
Витвенская Н.О., Гончаков Г.В., Притыко 
А.Г., Соболева Е.А., Корытько В.А. Коррекция 
речи у детей с врожденной расщелиной 
неба. Методические рекомендации №3. -М.: 
НПЦ ЭМП.- 1998.-С. 12.
18.  Волкова Л.С., Селиверстова 
В.И. Хрестоматия по логопедии. М.:Владос.- 
1997. – С. 120-162.
19. Волосовец Т.В. Воспитание и развитие 
речи у детей с врожденными расщелинами 
губы и неба. - М.: 2001.-С. 10.
20. Воронцова Т. Н. Основные пути профилактической 
работы с детьми первого года жизни с врожденными 
расщелинами губы и неба. - М: МГПИ.- 1982. 
- С. 89-99.
21. Герасимова А.С., Королева И.В.: К вопросу 
о разработке карт для логопедического 
обследования пациентов с врожденной 
расщелиной неба.- СПб.: Университет.- 2001.- 
С. 240.
22. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Ермакова 
И.И., Таптапова С.Л. Фониатрия и фонопедия.- 
М.: Медицина.- 1990. – С. 220-229.
23. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса 
у детей и подростков. - М.: Просвещение.- 
1996- С. 43.
24. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Корона.- 
2003. –С. 208.
25. Фролова Л.Е. «Врожденные 
расщелины губы и неба» – М. 1973.
26. Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический 
словарь логопеда.- М.: Владос.- 1997. –С. 400.
27. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая 
работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение.- 
1984. –С. 110.
28.  Хватцев М.Е Логопедия: Работа с 
дошкольниками.- М.:Аст.-2002.-С. 168-174.
29.  Чиркина Г.В. Нарушения речи при 
ринолалии и пути их коррекции  М.: Просвещение.-1987. 
–С. 34.
30. Поваляева М.А. Справочник 
логопеда. - Ростов- на- Дону: Феникс.- 2002.-С. 
448.
31.  Соболева Е.А. Ринолалия.- 
М., 2006. – 127с.
32.  Воронцова, Т. Н. Принципы, 
методы и система исследования 
лиц, страдающих ринолалией на 
почве врожденных расщелин губы 
и нёба. / Т. Н. Воронцова / Логопедия. 
Методическое наследие / Под ред. 
Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. 
центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения 
голоса и звукопроизносительной 
стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. 
Дизартрия. — С. 75-90.