Анализ систем специального обучения в США, Англии, России, Голландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:59, научная работа

Описание работы

В настоящее время Соединенные Штаты Америки представляют собой одну из многочисленных демократических стран мира. Население США составляет более 220 млн. человек. В 1789 году была принята Конституция Соединенных Штатов Америки, в 1791 году поправкой к Конституции оговорено право на создание Комитетов по Образованию в каждом штате. История специального образования в США является примером того, как реализованы демократические принципы в обучении лиц, чьи возможности отличаются от среднего уровня. Начиная с 1875 года по 1920 год, американская общеобразовательная школа является важным источником социальных перемен.

Содержание работы

1. Образование в США.
2. Образование в Великобритании.
3. Образование в Швеции
4. Сходства обучения Санкт-Петербурга и Амстердама.

Файлы: 1 файл

Анализ систем специального обучения в США.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в Швеции существуют следующие типы школ:

·  Основная (обязательная регулярная) школа.

·  Гимназия (средняя школа).

·  Специальная школа для детей с нарушением интеллекта (обязательная -для детей с лёгкой степенью умственной отсталости и подготовительная – для детей с глубокой умственной отсталостью).

·  Специальное обучение взрослых.

·  Специальные школы для глухих, для лиц с нарушением зрения с сочетанной патологией, для детей с нарушением речи и ЗПР.

Обязательная специальная школа предназначена для учащихся с лёгкой или средней степенью интеллектуальных нарушений. Основными предметами в ней являются уроки речи, чтения, письма, счета.

Эта школа ставит перед  собой задачи, максимально приближенные к массовой общеобразовательной школе. Подготовительная специальная школа предназначена для учащихся с более значительными интеллектуальными нарушениями. При этом многие ученики имеют сложные комплексные отклонения. Обучение сконцентрировано на социально-бытовой адаптации. Важнейшими элементами обучения является развитие общения и взаимодействия. Специальные школы для обучения детей и молодёжи с нарушениями зрения, слуха и речи находятся на попечении государства. В специальной школе наполняемость класса составляет примерно 5,3 ученика. Учащиеся специальных школ имеют дополнительные средства обучения, что, безусловно, повышает качество процесса обучения.

На сегодняшний день Швеция считается страной с относительно высоким уровнем  интеграции учащихся с проблемами в развитии в систему массового образования. Специальное обучение является доминирующей формой помощи детям с нарушениями интеллекта. Количество умственно отсталых учащихся с 1989 /90 по 1993/94 учебные годы возросло с 10500 до 12400, т.е. на 8,5%. Предполагается дальнейший рост этого числа.

В соответствии с нынешним Законом  об образовании Отдел специального образования может принять решение о том, что ребёнок должен быть направлен в специальную школу даже против воли родителей. Решение о направлении в специальную школу может быть опротестовано лицами, знающими ребёнка, в Апелляционной комиссии. Решение о направлении в специальную школу основывается на педагогических, психологических и медицинских исследованиях.

В настоящее время  в Швеции пытаются внедрить психосоциальный подход, который включает познавательный взгляд на человека с социальной точки зрения и в плане жизненных перспектив. Другими словами, делается попытка развития уважения к различиям между людьми. 

Интегрированное обучение в школах Санкт-Петербурга и Амстердама: сходства и различия.

Различия форм и содержания обучения вытекают из своеобразия исторических, культурных, политических, организационных, социальных и образовательных факторов. Данная таблица отражает опыт работы русских и голландских педагогов, который показывает, что, несмотря на значительные различия в двух системах, мы можем многому научиться друг у друга.

При обеспечении  хорошей подготовки, визиты по обмену опытом могут привести не только к  взаимному пониманию, но также и  к критическому осмыслению увиденного. Самоанализ, как в России, так и в Голландии является существенным элементом в нашей заботе об улучшении качества обучения, которое мы предлагаем детям и, в частности, учащимся, которые без специальной заботы и внимания со стороны учителей не выживут в "сегодняшнем" весьма сложном мире.

 

Р О  С С И Я

Г О  Л Л А Н Д И Я

Отношение со стороны общества.

Вне всякого  сомнения, следует отметить, что  в течение почти всего ХХ века в России существовала определённая форма правления, которая лишь провозглашала социальное  равенство, которого на самом деле не существовало. Необходимо помнить, что и в дореволюционной России общество не всегда являлось таким, которое гуманно относилось к людям с нарушениями в развитии.

В голландском  обществе существует более толерантное отношение к людям с проблемами в развитии, более терпимое. Можно думать, что это исторически сложившееся различие в отношении к людям с нарушениями в развитии является одной из причин, почему голландские политики в области образования были заинтересованы в интеграции детей с особыми нуждами на более ранней стадии и в более интенсивной форме, чем их русские коллеги.

Вопрос об обучении детей с проблемами в  массовой школе.

Если в Нидерландах  беспокойство было вызвано ростом числа  специальных школ, то в России наоборот недостаточным количеством специальных школ для детей с проблемами в развитии.

В Нидерландах  процентное число детей, посещавших школы специального образования  в конце 80-х годов было в три  раза выше, чем в России. Голландские  политики  встретились с фактом беспрецедентного роста количества специальных школ.

Характер специального образования.

Специальное образование в России до конца 1990-х  годов развивалось изолированно от системы массового образования. Русские специалисты не имели широкого доступа к международным образовательным идеям.

Специалисты и политики находились под влиянием идей о социальной интеграции в США, Великобритании и Скандинавии.

Мнения специалистов

Русские учителя  считают обычным явлением то, что  учащиеся до поступления в школу в возрасте 7 лет после диагностики могут быть разделены на категории:

·      -одарённые дети

·      -средние дети

·      -дети с проблемами в обучении

·      -дети, нуждающиеся в специальном обучении.

В России посещение  одной и той же школы возможно от 7 до 16 лет. Именно в России наиболее часто задаётся вопрос о целесообразности направления учащихся, чьи уровни развития значительно отличаются, в один и тот же  учебный класс. С точки зрения русских специалистов, это ставит учащихся в невыгодное положение.

Учителя считают  абсолютно нормальным, что дети в  начальных классах обучаются  в смешанных группах, и это  не считается интеграцией. Интеграция рассматривается лишь только в отношении  учебных планов.

В Голландии  дети от 4 до 12 лет посещают начальную школу.

Подход специалистов к проблеме интеграции.

В России отношение  к интеграции более осторожно. Многие массовые школы не имеют ещё возможностей обеспечить детей с особыми нуждами  необходимой для них помощью. В русских школах с их сильными традициями фронтального обучения будет сложнее ввести индивидуально разработанные уроки. В настоящее время в России, кроме идеологических соображений, существует целый ряд прагматических, поэтому интеграция представляется привлекательной, так как весьма проблематично создание специальных учреждений для проблемных детей в условиях финансовой нестабильности.

Голландские специалисты и политики интерпретировали слова "как можно больше" более  свободно, чем русские коллеги. Возможно, это связано с распространённой оптимистической точкой зрения на возможность обучения в системе массового образования. Голландские школы имеют больший опыт обучения на различных уровнях внутри класса или группы.

Разные типы интеграции

Русская модель подходов более тесно относится  к описанию социальной интеграции. Различие определяется структурой процесса обучения в массовой школе. Тип фронтального обучения имеет намного меньше возможностей для интеграции по учебным планам. В России существует тенденция к созданию раздельных классов с разным уровнем подготовки учащихся к обучению. Разумеется, фронтальный подход имеет свои положительные стороны, однако индивидуальный подход к каждому учащемуся выражен слабо. 

 

Примечание: социальная интеграция имеет место в тех случаях, когда учащиеся с особыми нуждами занимаются отдельно, но в то же время имеют контакты со сверстниками. Например, может быть организован отдельный класс внутри массовой школы, где для учащихся с особыми нуждами проводится часть занятий с их сверстниками из массовых классов.

Голландская модель подходов более соответствует интеграции на уровне учебных планов. Система обучения индивидуально ориентирована, возможно разделение класса на три разных уровня обучения. Ярко выражен индивидуальный подход к каждому учащемуся.  

 

Примечание: интеграция на уровне учебных планов относится к тем случаям, когда учащиеся с особыми нуждами занимаются в том же классе и с тем же учителем, что и дети массового класса. Это не исключает возможности, что с некоторыми из них в специальных группах отдельно от всего класса в течение определённого периода школьного дня проводятся коррекционные занятия. 

Проблемы специалистов

В практике русских  специалистов используется не приглашение  в школу для проведения консультаций и выдачи рекомендаций, а постоянно  работающие специалисты. Логопеды, специальные педагоги, психологи и социальные работники входят в штат сотрудников школы. Различие вызвано размерами школ: русские школы намного больше голландских. 

Система русских  школ является необычной для Голландии, где специалисты работают во внешних учреждениях, оказывая консультативную помощь в школах. Положительным в этом является то, что сотрудники школы мало влияют на работу специалистов.

В начале 90-х  годов многие школы ввели должность  внутреннего координатора, специализирующегося в работе с проблемными детьми, в качестве постоянного сотрудника школы. Во многих школах эти координаторы также выполняют роль посредника между школой и внешними специалистами. Координаторами являются только учителя, прошедшие дополнительное обучение. 

Организация школ для детей с трудностями  в обучении

В России выделение  категории детей с трудностями  в обучении и эмоциональными проблемами (обычно определяемых как "дети с  задержкой психического развития") началось позже, чем в Голландии. Первые школы, которые, в основном, представляли собой школы-интернаты, появились только в конце 60-х годов. В настоящее время наблюдается резкий скачок в открытии для этих детей специальных классов в массовых школах. Стремительный рост этих классов свидетельствует об их исключительной необходимости. Однако, в этом увеличении следует быть осторожнее. Как только дети поступят в начальную школу, им будет необходимо выбрать маршрут: по одной дороге пойдут успевающие учащиеся массового образования, а по другой будут следовать дети с особыми нуждами специального потока. Грустным фактом этой расходящейся дороги явится то, что будучи проложена с наилучшими намерениями, она в окончательном виде будет иметь нежелаемые социальные последствия.

По сравнению  с другими странами, Голландия сравнительно быстрее начала работу по интеграции детей с трудностями в обучении, т.е. тех, у кого не было очевидных физических или психических нарушений, а была лишь низкая успеваемость в процессе обучения, не в соответствии с предъявляемыми требованиями. Были организованы отдельные школы для детей с эмоциональными нарушениями и  проблемами в обучении, первые из них открылись в 1950 году и были известны под названием LОМ-школы (от голландского "проблемы в обучении и воспитании"). Их открытие привело к росту школ специального образования. В то время как в середине 50-х годов лишь 3000 учащихся посещали LОМ-школы (около 5% от общего количества учащихся специального образования), то 10 лет спустя их число увеличилось до 10000 учащихся (15% от общего количества учащихся спецобразования), а в конце 80-х - до 40000 (40% от общего количества учащихся, получающих специальное образование).

В настоящее  время в Голландии прилагается  немало усилий для снижения количества учащихся специальных школ для детей с эмоциональными проблемами и трудностями в обучении.



Информация о работе Анализ систем специального обучения в США, Англии, России, Голландии