Анализ педагогических ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим и проанализируем несколько педагогических ситуаций, и приведем варианты их решения. Задание выполняется по следующему плану:
провести краткий анализ педагогической ситуации;
описать реальных и потенциальных участников ситуации, которые могли бы проявить себя в разрешении предложенной проблемы;
спрогнозировать, какое поведение, направленное на разрешение проблемы, мог бы продемонстрировать каждый из реально присутствующих или скрытых участников описанной ситуации;
описать возможные варианты решения ситуации в условиях образовательного учреждения с привлечением учащихся, педагога, практического психолога, родителей или администрации.

Файлы: 1 файл

Analiz_pedagogicheskikh_situatsy.docx

— 17.38 Кб (Скачать файл)

Анализ педагогических ситуаций

 

Рассмотрим и проанализируем несколько педагогических ситуаций, и приведем варианты их решения.   Задание выполняется по следующему плану:

  1. провести краткий анализ педагогической ситуации;
  2. описать реальных и потенциальных участников ситуации, которые могли бы проявить себя в разрешении предложенной проблемы;
  3. спрогнозировать, какое поведение, направленное на разрешение проблемы, мог бы продемонстрировать каждый из реально присутствующих или скрытых участников описанной ситуации;
  4. описать возможные варианты решения ситуации в условиях образовательного учреждения с привлечением учащихся, педагога, практического психолога, родителей или администрации.

1. Ситуация. Ребята пришли на шестой урок биологии в возбужденном состоянии, потому что пятым уроком была физическая культура, на которой они были очень активными и заряд бодрости сохранился до сих пор. Прозвенел звонок, учащиеся не как не хотели успокаиваться и все бурно что-то обсуждали, смеялись, никто  не реагировал на замечания учителя, который пытался их успокоить. Так продолжалось минут 5-7. Ребята, то успокаивались, то начинали снова. Учитель пытался спросить домашнее задание, но слышал в ответ только не понятные выкрики и не связанную речь. После чего, поняв, что ничего от них не добьется, начал излагать новый материал. Тут ребята совсем перестали реагировать на учителя, вставали с места, свободно двигались по классу, кто–то слушал плеер. Вести урок стало совсем не возможно.

Разберем ситуацию по плану:

Ученики в возбужденном состоянии после урока физкультуры были не готовы к следующему уроку, так как были сильно возбуждены. Учитель не принял никаких мер, для того, чтобы успокоить учеников, что спровоцировало срыв урока биологии.

Реальными участниками ситуации являются ученики и учитель биологии. Потенциальными участниками выступают: администрация школы, родители, школьный психолог.

В данной ситуации каждый из участников (реальных или потенциальных) частично может повлиять на сложившуюся проблему. Учитель биологии, на мой взгляд, должен проявлять себя более четко, навести порядок в дисциплине своих учащихся, быть более стойким  в своих требованиях. Так же он вполне может применять какие то игры или разминки, для того, чтобы привлечь внимание учеников. Оказать помощь учителю биологии в построении концепции решения данной проблемы может школьный психолог, указав ему на ошибки в общении с учениками.

В ситуации сказано, что кто-то из учеников даже слушал плеер. Это некорректно по отношению к учителю. В таком случае можно донести до родителей учеников информацию о том, что на время уроков нельзя приносить и, тем более пользоваться  развлекательными предметами, поэтому лучше их ребенку в школу не давать. Конечно, стоит с осторожностью принимать такие меры, чтобы не вызвать агрессию родителей и учащихся.

Лучшим решением в сложившейся ситуации я считаю смену расписания, которую должна согласовать школьная администрация. Будет целесообразным поменять местами урок физкультуры и урок биологии.

2. Ситуация. 10 класс. Учитель входит в класс, начинает урок. В классе продолжается шум, каждый занимается своим делом, никто не обращает внимания на преподавателя. Учитель задает упражнение по учебнику и дает на выполнение 10 минут. Кто начинает делать задание, кто продолжает болтать с соседом. Со стороны учителя – никаких действий, замечаний. Когда начинают проверять упражнение, учитель спрашивает только тех, кто готов (готово человек 5 из 12). Так делают и другие задания. В результате работает несколько человек, остальные болтают. Учителю никак не удается организовать работу класса. Тогда она предлагает ребятам поиграть в игру. Все встают, но некоторые отходят в стороны, отказываясь играть. Звенит звонок.

В данной ситуации прослеживается неумение учителя организовать работу класса, сосредоточить внимание на задании. Нет никакой дисциплины, учитель ведет себя некомпетентно, не имеет авторитета у учеников.

Реальными участниками ситуации являются ученики и педагог, потенциальным участником выступает школьный психолог.

Преподавателю, в данной ситуации, безусловно, нужно работать над своими лидерскими, организаторскими способностями. Он должен наладить процесс обучения, научиться обращать внимания учеников на себя, организовать выполнение учениками заданий. Я думаю, что в этом ему вполне может помочь школьный психолог.

Школьному психологу необходимо выявить затруднения педагога в работе с учениками и предложить ряд мер по устранению данной проблемы.

3. Ситуация. 9 класс. Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ. На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.

Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку.

 Реальные участники данной ситуации ученик и учитель.

На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.

Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен.

В дальнейшем учителю нужно скорректировать свое поведение, донести до учеников требования, которые он предъявляет к заданию, быть более четким в своей позиции.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ педагогических ситуаций