Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.Целью дипломной работы является теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №11»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации………………………………………………………………...5
1.1 Основные подходы к мотивации работников……………………………5
1.2 Структура процесса мотивации…………………………………………..8
1.3 Особенности мотивации в сфере образования…………………………11
2 Система мотивации в муниципальном общеобразовательном учреждении средней школы №11 г. Костромы…………………………15
2.1 Характеристика объекта исследования…………………………………15
2.2 Анализ существующей системы мотивации в МОУ СОШ №11 г. Костромы………………………………………………………………….18
3. Совершенствование мотивационного комплекса МОУ СОШ №11 г. Костромы……………………………………………………………………...22
3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения…………………………………………………………………………22
3.2 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе…………………………….23
Выводы и рекомендации…………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая мотивация учителей.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет» в г. Костроме

 

Филиал РГГУ в г. Костроме

 

 

 

 

 

 

 

Смирнова Е.А.

Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы

Контрольная работа  по  Управлению персоналом

4-го курса  заочной формы обучения 

 

специальности 080504

 

 

«Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

к.и.н., доцент Богатов В.В.

 

 

                                  


 

 

 

 

 

Кострома  2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации………………………………………………………………...5
    1. Основные подходы к мотивации работников……………………………5
    2. Структура процесса мотивации…………………………………………..8
    3. Особенности мотивации в сфере образования…………………………11
  2. Система мотивации в муниципальном общеобразовательном учреждении средней школы №11 г. Костромы…………………………15
    1. Характеристика объекта исследования…………………………………15
    2. Анализ существующей системы мотивации в МОУ СОШ №11 г. Костромы………………………………………………………………….18

3. Совершенствование мотивационного  комплекса МОУ СОШ №11 г. Костромы……………………………………………………………………...22

3.1 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения…………………………………………………………………………22

3.2 Рекомендации по стимулированию  учителей к использованию образовательных  инноваций в учебном процессе…………………………….23

Выводы и рекомендации…………………………………………………….27

Список использованной литературы и источников………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление человеческим потенциалом является одной из наиболее важных сфер жизни организации, а центральное звено в управлении человеческим потенциалом - система мотивации сотрудников. Сегодня не вызывает сомнения, что грамотно построенная система мотивации способна многократно повысить эффективность организации, а само понятие "мотивация" рассматривается в достаточно широком диапазоне: от организационно-экономического до философско-психологического.

Система мотивации должна обеспечивать непрерывное совершенствование методов стимулирования труда сотрудников организации с использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего управленческого опыта.

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.Целью дипломной работы является теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №11»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Проанализировать систему мотивации, её основные понятия;

· Представить теории мотивации;

· Исследовать мотивацию и рынок труда;

· Дать общую характеристику объекта исследования;

· Рассмотреть существующую систему мотивации в муниципальном общеобразовательном учреждении «Школа №11»;

· Разработать предложения по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Школа №11».

Для решения поставленных задач были изучены методы наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Объектом исследования дипломной работы является муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №11».

Предметом исследования - система мотивации персонала.

Методы исследования в данной работе использовались следующие:

· Эмпирические;

· Экономико-аналитические;

· Логико-математические

Практическая значимость работы определяется конкретными рекомендациями, разработанными для объекта исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Основные подходы к  мотивации работников

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.1

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

- что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

- каково соотношение внутренних и внешних сил;

- как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, уясним смысл основных понятий, которые будем использовать в дальнейшем.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.2

Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.3

Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится, что это следующие характеристики деятельности: - усилие; - старание; - настойчивость; - добросовестность; - направленность.

Другая характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу.

Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям спустя рукава, безответственно.

Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому, что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное), а может делать ее потому, что он стремится помочь своей организации добиться ее целей.

Сказанное позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.

 

1.2 Структура процесса  мотивации

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.4

Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

физиологические;

психологические;

социальные.

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы мотивации персонала МОУ СОШ № 11 г. Костромы