Анализ форм, видов, причин девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в политехническом колледже

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. История изучения девиантного поведения………………..
1.2. Девиантное поведение в подростковой среде……………..
1.3. Основные формы подростковой девиации…………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
2.1. Организация исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

Специальность 040101 Социальная работа

 

 

 

 

Организация профилактической работы с обучающимися склонными к девиантному поведению в условиях политехнического колледжа

 

Курсовая  работа

по теории, методике и практике социальной работы

 

 

 

 

 

 

 Выполнила

 Обучающаяся

4 курса 401 группы______________   / М. И. Петрова /

(заочная форма  обучения)

Научный руководитель-

Преподаватель_______________ / Н.И. Свиродова /

 Оценка

 

 

 

 

 

 

Тотьма 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. История изучения девиантного поведения………………..

1.2. Девиантное поведение в подростковой среде……………..

1.3. Основные формы подростковой девиации…………………

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

2.1. Организация  исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Очень часто  каждый из нас в своей жизни  сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред самому себе и окружающим как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?

Профессиональный интерес  психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням  изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения.

В нашей стране уже  накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Проблема девиантного  поведения является одной из важнейших  для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив  поверхностное и однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения. Объект: профилактика девиантного поведения

Предмет исследования: организация профилактической работы с обучающимися склонными к девиантному поведению в условиях политехнического колледжа

Гипотеза: Если в профилактике девиантного поведения использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

Цель  работы - анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков

В связи с  поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературу  по данной теме.

2. Рассмотреть  проблемы детей с девиантным  поведением и их психологические  особенности.

3. Обобщить опыт  работы по профилактике девиантного  поведения, в политехническом  колледже

Исходя из цели и задач, объекта и предмета, нами были выбраны следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме.

Курсовая работа состоит из: введения, теоретической (3 пункта) части, практической (1 пункт) части, заключения, и списка использованной литературы (17 источников).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

    1. История изучения девиантного поведения

 

Вряд ли какая-нибудь область социальных исследований привлекала к себе внимание социологов больше, чем проблема девиантного поведения и связанные с ним причины и мотивы. Однако многочисленность теорий и концепций говорит о неопределенности, противоречивости во мнениях исследователей даже в отношении самого определения отклоняющегося поведения. Это связано с тем, что сами комплексы социальных норм, нарушение которых и составляет существо девиантного поведения, заметно отличаются в разных обществах, и исследователям, каждый из которых является членом своего общества, бывает довольно трудно прийти к согласию.

Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи  рассматривали и оценивали различные  виды социальной патологии: алкоголизм, табакокурение, наркоманию, проституцию, преступность, суицид. Среди исследователей девиантного поведения можно выделить таких видных деятелей социологии, как Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон.

Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества. Рассмотрим же наиболее известные теории и концепции девиантного поведения.

Теория навешивания  ярлыков. Эта теория основана, по существу, на двух положениях. Первое состоит  в том, что девиантным действием  считается не просто нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен определенный ярлык, относящий его к этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, вследствие чего девиант приходит к определению самого себя как человека, который перманентно заключен в рамки девиантности своей роли. Особенность подхода здесь состоит в том, что теория ярлыков рассматривает девиацию не в качестве внутренней недисциплинированности девианта или его психологической предрасположенности к тому, чтобы нанести вред окружающим, а как результат социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов.

Американский  социолог Р. Коллинз приводит пример такой социальной ситуации, складывающейся под воздействием «навешивания ярлыков». Предполагается, что все люди нарушают закон. Но лишь некоторые из них попадаются, получают обвинение и облепляются ярлыками и благодаря этому становятся полноценными преступниками. Компания юнцов, ворующих статую из колледжа или насилующих на вечеринке девушек из университетского женского клуба, могут отделаться простым выговором, потому что на их проступки уже налеплен ярлык "шалости колледжа". Неимущий черный юноша, вытворяющий такого же рода вещи, попадает в суд для несовершеннолетних и начинает карьеру серьезного преступника.

Не менее  радикальные выводы делают социологи, опирающиеся на теорию социальной солидарности, разработанную Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). Они утверждают, что девиация вообще и преступность в частности объективно необходимы: они выполняют особую функцию, поскольку объективно способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки людей, нарушающих общепринятые нормы.

Известна еще  одна идея Дюркгейма, которая послужила  отправной точкой для создания влиятельной социологической теории девиации. Это теория аномии. Данным понятием в его классической работе «Самоубийство» обозначалась социальная ситуация, характеризуемая упадком норм, управляющих социальным взаимодействием. Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации (к которым он относил, в частности, и самоубийства) происходят вследствие отсутствия или слабого функционирования четких социальных норм.

Опираясь на эту идею, выдающийся американский социолог Роберт Мертон разработал свою аномическую концепцию девиации. Он утверждал, что базовой причиной любой девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью социально одобряемых средств для достижения этих целей. Среди множества элементов социальной структуры Р. Мертон выделяет два, особенно, по его мнению, важных. Первый - это определяемые культурой данного общества намерения и интересы, которые являются «законными» целями, приемлемыми для всего общества или же отдельных его слоев, социально одобряемыми ими (и поэтому именуемые институциональными). Второй элемент определяет, регулирует социально одобряемые средства (способы достижения этих целей) и контролирует их применение.

Конформность, по сути, - единственный тип поведения, не являющийся девиантным. От степени  распространенности его в обществе зависит социальный порядок - стабильность и устойчивость социального развития. Более того, сама массовая ориентация людей на общепринятые культурные ценности говорит о большой группе людей как о едином обществе. Поскольку основной темой рассмотрения является девиация, то данный тип, при котором она имеет нулевое значение, вряд ли будет представлять для нас дальнейший интерес.

Инновация. Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Однако он не считает те средства достижения этих целей, которые для него доступны, эффективными, позволяющими достичь успеха.

Инновация, как  вид девиации, довольно широко распространена в обществах социальных реформ с динамично развивающейся экономикой, где изменения социальных норм просто не успевают за стремительно меняющейся экономической конъюнктурой. В таких обществах, в особенности в сфере предпринимательства, границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты. 

Ритуализм. Этот тип отклоняющегося поведения предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены.

Ритуализм, как  считает Мертон, во многом является продуктом социализации в условиях нижних слоев среднего класса. Условия  воспитания здесь создают структуру  характера, максимально приближенную к ритуализму. Его можно было бы назвать «чрезмерным конформизмом». Нередко такой тип поведения закрепляется в условиях бюрократизации общественной жизни. Известно, что «классический» бюрократ нередко склонен забывать о самой цели во имя обязательного соблюдения процедуры, формы, буквы предписанных регламентов.

Ретритизм. Этот тип девиации можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не принимают ни господствующих в сознании большинства людей социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди вообще «не от мира сего» — отшельники, мечтатели, поэты.

Мятеж. Этот тип девиации наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Такие отклонения вряд ли можно отнести к формам «индивидуального приспособления к обществу» в полном смысле этого слова, поскольку мятеж (или бунт), в отличие, скажем, от движения «хиппи» являет собою скорее активный отказ от приспособления к действующим нормам социальной жизни. Мятеж, по определению Мертона, представляет собой переходную реакцию, выражающуюся в стремлении институционализировать во всем обществе, включая и тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые цели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним.

Культурологические  теории (Селин, Миллер) считали, что  причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч.Беккер, считали, что девиация – это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека. И Гофман, который тоже был сторонником данной теории, выделял три типа стигмы: физическая стигма (врожденные аномалии и телесные увечия); дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни); расовые стигмы («черные»).

Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тейлор) отстаивали позицию, что девиация – это результат противодействия нормам капиталистического общества.

В бывшем СССР отклоняющееся  поведение длительное время изучалось  преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии социологии девиантного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.

Информация о работе Анализ форм, видов, причин девиантного поведения