Актуальные проблемы преподавания математики в школе и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:56, доклад

Описание работы

Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.
Математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно политического развития страны. На сегодняшний день преподавание математики у нас в стране пока ещё находится на очень высоком уровне, но, к сожалению, сохранение этих достижений требует больших усилий, т.к. математика, как фундаментальная дисциплина, становится всё менее востребованной, в отличие, например, от менеджмента или права. Почему выпускники школ предпочитают экономические и юридические специальности? Потому что понимают: потом смогут хорошо зарабатывать.

Файлы: 1 файл

концепция мат образования.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Цель утвержденной Концепции — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

  • модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;
  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;
  • повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;
  • поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;
  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
  • популяризация математических знаний и математического образования.

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается:

  • обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;
  • создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых;
  • обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

Актуальные проблемы преподавания

математики в школе и пути их

преодоления

28-30 октября 2010 года в Московском  государственном университете имени 

М.В.Ломоносова по инициативе ректора данного вуза, академика В.А.

Садовничего, состоялся третий Всероссийский съезд учителей математики,

который призван возродить традиции Первого и Второго Всероссийских съездов

преподавателей математики (1911-1912 г.г. и 1912-1913 г.г.) и Первой

Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое

образование на рубеже веков» (2000 год).

На съезд прибыли 1218 участников из 75 субъектов Российской Федерации и

из других государств: Белоруссии, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана,

Узбекистана, Туркмении, Монголии, Финляндии, Швейцарии, Сирии, Израиля,

США. В работе съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов,

учёные-математики, специалисты по педагогике и методике преподавания

математики, руководители образовательных учреждений и представители органов

управления образованием

На съезде обсуждались актуальные вопросы преподавания математики и

математической науки. По каким учебникам учат в школе математике? Что нового

предлагают признанные экспертным сообществом лучшие учителя математики?

Что думают о школьном математическом образовании выдающиеся учёные-

академики, лауреаты престижных научных премий?

В выступлениях на съезде подчёркивалась роль математики как предмета в

воспитании гражданина нашей родины – России, отмечалось, что математика учит

думать, логически мыслить,на что нацелены стандарты второго поколения, что

необходимо практически в каждой профессии.

«Царицей наук» назвал математику Гаусс, сам получивший почётный титул

«короля математики». И хотя сказал он об этом в 19 веке, и сейчас нам ясно, что

уже много веков тому назад именно с математики началось такое осмысление

мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания.

Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом

для естественных наук. «Российская математическая школа – это мощный

интеллект с большим творческим потенциалом, который не знает государственных

границ и может реализоваться и за пределами своей страны, но корнями уходит в

родную землю и питается её животворными соками», – отметил в своём

выступлении ректор МГУ им. Ломоносова академик В.А. Садовничий.

Главная тема прошедшего съезда – актуальные проблемы математического

образования. Математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития

страны. На сегодняшний день преподавание математики у нас в стране пока ещё

находится на очень высоком уровне, но, к сожалению, сохранение этих

достижений требует больших усилий, т.к. математика, как фундаментальная

дисциплина, становится всё менее востребованной, в отличие, например, от

менеджмента или права. Почему выпускники школ предпочитают экономические и

юридические специальности? Потому что понимают: потом смогут хорошо

зарабатывать.

В Москве учитель может заработать 30 тысяч рублей и выше, уже есть

очередь из желающих работать в школе, но есть регионы, где учителя по-прежнему

получают около 5 тысяч рублей.

Пойдут ли способные и талантливые дети в педвуз, зная эти «последствия»?

Исследование, проведенное Высшей школой экономики, подтверждает:

средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступающих в педвузы, одни из самых низких.

Хотя многие ребята желали бы стать учителями и лишь в силу низкой

учительской зарплаты выбирают другие профессии.

 Придут ли в школы  именно талантливые учителя в  ситуации, когда педвузы 

набирают абитуриентов по остаточному принципу, а в некоторых из них вообще

недобор? Необходимо создать условия, чтобы в педвузы пошли талантливые

абитуриенты.

Нет притока самых талантливых выпускников педагогических и

математических вузов в школы. В итоге – падает интеллектуальный тонус, всегда

считающийся отличительной чертой нашей интеллигенции. Поэтому совершенно

правильны пункты резолюции Всероссийского съезда учителей математики, в

которых говорится:

1)о необходимостиповышения  государственного статуса учителя, включая 

улучшение условий его труда и повышение заработной платы, модернизацию

системы оценки его труда и значительное упрощение системы отчетности;

2) о формировании отношения  к профессии учителя как к  государственной 

миссии; о рассмотрении математическое образование в средней школе как

важнейшей общественной и государственной функции, которую осуществляет и

отдельно взятый учитель, и все педагогическое сообщество в целом, а

ответственность за исполнение которой несут государственные органы

образования;

3) о поддержке и укреплении  системы высшего педагогического 

образования, повышении качества подготовки в педагогических вузах, усиливая в

них изучение школьного курса математики и соответствующую методическую

подготовку.

Говоря о проблемах преподавания математики в школе нужно отметить

сокращение количества часов. В интервью «Вестнику образования» ректор

Московского института открытого образования, член корреспондент РАН и РАО,

доктор физико-математических наук Алексей Семенов говорит:«Школьная математика представляет собой доброкачественный

интеллектуальный материал, на этом материале достигаются важные цели, такие,

как понимание объективности научного знания, опыт преодоления

интеллектуальных трудностей. Тем не менее гораздо опаснее оказывается эффект

сужения содержания математического образования: из всего объёма школьной

математики год за годом отбирался тот материал, который усваивается

механически. В начальной школе и младших классах основной школы мы всегда

уделяли традиционно много внимания текстовым задачам – все помнят из

школьного курса задачи про пешехода, двигающегося из пункта А в пункт В. Но

последние 40 лет ситуация меняется в неблагополучном направлении. С

учащимися, у которых возникают трудности в понимании смысла задачи, учителя

довольно быстро переходят от её текста к системе уравнений, необходимых для её

решения, и дальше все усилия сосредоточиваются на работе с этими уравнениями

(или на вычислениях  по вопросам, а не на формулировании  вопросов)».

Другой характерный пример – область допустимых значений (ОДЗ).

Основной смысл рассмотрения ОДЗ – это понимание логики рассуждения в

решении задачи. Однако на практике требование соблюдать логику решения

вырождается в алгоритмический автоматизм: учитель сознательно уходит от

содержательных, интересных проблем, но добивается автоматизма в решении

задач.

Для школьного учителя гораздо проще забыть о том, что математика – это

модель действительности, и поскорее перейти к уравнению: проверять область

допустимых значений, не задумываясь о реальном смысле величин. Такой

материал учителю легче всего проверить, а значит, тренировать учеников так, что

даже самые слабые добьются некоторых успехов. Ведь учителю необходимо

подготовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое,

системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу

ЕГЭ. В результате школьные курсы становятся все более примитивными. В

своей резолюции Съезд предлагает отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от

вступительных испытаний и считает целесообразным применять

дифференцированный подход при проведении ЕГЭ по математике для различных

групп выпускников.

В отношении новых образовательных Стандартов Съезд предлагает:

• провести профессиональное обсуждение содержания школьного

математического образования на общенациональном уровне с участием

Ассоциации Преподавателей Математики;

• сохранить изучение алгебры, геометрии и информатики как отдельных

предметов с отдельными оценками в аттестате;

• сохранить обязательный экзамен по математике в 9 и 11 классах, а

также

восстановить устный экзамен по геометрии;• законодательно закрепить сохранение возможности углубленного

Информация о работе Актуальные проблемы преподавания математики в школе и пути их преодоления